Меткие заимствования, стритвир Louis Vuitton и самые желанные кроссовки: модные феномены Вирджила Абло
Узнаваемая эстетика Off-White
Через пару лет после того, как Вирджил Абло запустил Off-White, вещи в диагональную черно-белую полоску, футболки с логотипом — «розой ветров» на спине, брюки с желтыми «строительными» ремнями-стропами, сумки с канцелярскими зажимами и обувь с пластиковыми бирками-стяжками стали эдакой униформой хайпбистов, опознавательным знаком причастных к авангарду моды. Этими стопроцентно узнаваемыми предметами пестрел стритстайл всех недель моды — они стали маркером модной прогрессивности.
Критики тогда ругали Абло за отсутствие больших новаторских идей: мол, прикрепить пластиковую бирку на ботинки может каждый. Но дизайнер делал это намеренно. получив архитектурное образование, он отлично работал с промышленной эстетикой и предметным дизайном и к одежде подходил так же — и это сработало. Черно-белые полоски как буквальная интерпретация названия (сам Абло говорил, что Off-White — это неопределенная область между белым и черным), логотип про свободу движения в любом направлении, смешение люкса и деталей со стройплощадки — «высокого» и «низкого», которое дизайнер отчасти предвосхитил, отчасти сам ввел в моду (нашумевший в этом плане Vetements появится только год спустя!): все это сделало Off-White таким популярным брендом.
Надписи в кавычках
Отдельная деталь, ставшая фактически модной подписью Вирджила Абло, — надписи на вещах, взятые в кавычки. Этот прием ассоциируется с Off-White больше, чем все перечисленное выше, и даже стал основой для мемов. Иногда это были просто названия предметов или их назначение (вроде сапог с надписью For walking — «для прогулок»), порой — постмодернистская категоризация: станет ли утилитарная сумка произведением искусства, если на ней написать Sculpture? «Как вы лодку назовете, так она и поплывет», — говорится в одной известной песенке, и в случае со знаковым приемом Off-White это действительно работало.
Сотрудничество с Nike
В 2017 году Вирджил Абло начал сотрудничать с Nike и выпустил собственные версии некоторых самых значимых моделей кроссовок — коллаборация имела не просто феноменальный успех, а стала поворотной точкой в истории спортивного бренда. Началось все с Nike Air Jordan 1, которые дизайнер сам надел на Met Gala, а продолжилось в виде проекта The Ten, где последовательно переосмысливались десять культовых моделей. Конечно, каждый релиз получал пластиковую бирку, надпись в кавычках (и шнурки, названные «шнурками»), полоски Off-White — а еще деконструкцию и реконструкцию из привычных деталей, но в обработке Абло. Позже дизайнер сотрудничал с Converse (бренд также принадлежит компании Nike), выпускал собственные «непарные» пары и даже спрашивал у поклонников, какую модель Nike переосмыслить следующей — сотрудничество стало настоящей золотоносной жилой.
Стритвир в Louis Vuitton
Назначение Вирджила Абло в Louis Vuitton стало одновременно неожиданным и ожидаемым: в 2018 году бум стритвира стал настолько очевидным, что люксовым модным брендам попросту невозможно было его игнорировать. Критики опасались, что Абло превратит старинный и уважаемый модный дом в филиал Off-White с его нарочитой хайповостью, но этого не произошло: дизайнеру удалось освежить и осовременить Louis Vuitton, не теряя его ключевых кодов. Но стритвира, конечно, там прибавилось: и сама коллекция, и особенно аксессуары заимствовали и повторяли главные элементы уличной моды.
Коллекция для Ikea
На волне своего успеха в 2018 году Вирджилу предложили сотрудничество, о котором, возможно, мечтает каждый дизайнер, нацеленный на широкую аудиторию, — совместную коллекцию с Ikea. Вот тут вовсю пригодилось архитектурное образование и тяга к работе с простыми строительными объектами: Абло переосмыслил ковры, стулья, кушетки и, конечно, любимую всеми сумку Frakta для коллекции MARKERAD. Затем дизайнер еще раз сотрудничал с Ikea — он создал несколько дизайнов ковров для коллекции Art Event в 2019 году. Ажиотаж со стороны публики был так велик, что Ikea пришлось ввести дополнительные меры защиты от перекупщиков: право покупки разыгрывали в лотерее, а тех, кому повезло, дополнительно просили пройти сканирование сердечной и мозговой активности, чтобы определить искренность их желания обладать дизайнерским ковром.
Знаковые коллаборации
Современный мир моды уже немыслим без коллабораций, Вирджил Абло взялся за этот инструмент давно — и весьма успешно. Например, совместно с маркой чемоданов Rimowa у Абло вышла полностью прозрачная модель, которая была молниеносно раскуплена, несмотря на внушительную цену, и впоследствии обзавелась плеядой подделок. А еще на счету у дизайнера и его детища Off-White — сотрудничество с дизайн-студией Vitra для переосмысления наследия легендарного дизайнера мебели Жана Пруве, коллаборация с Mercedes-Benz (да, целый автомобиль!), экологичная бутылка воды для Evian, разработка дизайна для культовой настенной Hi-Fi-системы Braun и аромата для не менее культовой парфюмерной марки Byredo. Список внушительный и примечательный: если посмотреть, Вирджил сотрудничал с брендами, символизирующими свою отрасль, брался за самые известные и знаковые вещи в их ассортименте (Ikea и Nike тоже укладываются в этот паттерн). Получается, по коллаборациям Off-White можно изучать историю современного предметного дизайна.
Движение за разнообразие
Но, возможно, главное, чего удалось добиться Вирджилу Абло за время своей работы, — это подвижки в сторону разнообразия в индустрии моды. Он сам стал первым темнокожим креативным директором в Louis Vuitton и конгломерате LVMH в целом, да и вообще чуть ли не единственным небелым дизайнером такого уровня во всем мире. Абло видел в этом возможность помочь другим: он последовательно боролся с расизмом, запустил стипендиальную программу для темнокожих студентов-дизайнеров, много выступал с мотивирующими лекциями. Новому поколению дизайнеров точно будет проще — и индустрии есть за что благодарить Вирджила Абло.