Дым-машина: как Голливуд начал курить — и как весь мир пытается бросить
Дым-машина:
как Голливуд начал курить — и как весь мир пытается бросить
Зигмунд Фрейд говорил, что иногда сигара — это просто сигара, но на экране ничего не бывает «просто». Как масскульт пропах табачным дымом и почему сегодня сигареты утрачивают свою символическую власть — разбираемся вместе с национальным проектом «Демография», который запустил сообщество в социальных сетях «Давай бросать».
Зигмунд Фрейд говорил, что иногда сигара — это просто сигара, но на экране ничего не бывает «просто». Как масскульт пропах табачным дымом и почему сегодня сигареты утрачивают свою символическую власть — разбираемся вместе с национальным проектом «Демография», который запустил сообщество в социальных сетях «Давай бросать».
Циник с золотым сердцем
В экономически сложное время родился нуар и его эффектный герой — вечно курящий смурной мужчина в шляпе. Амбассадором отчаянного детектива с глубокими тенями и вечным дождем стал артист Хамфри Богарт (например, «Мальтийский сокол»), чье лицо запечатлело всю скорбь трудового народа. Сигареты — на пару с бутылками виски — были неотъемлемой частью этого портрета отчаяния, укоренившегося в кино на десятилетия вперед.
Вторая половина 1920-х, время, когда табачные компании принялись инвестировать в рекламу сигарет и курение стало частью кинематографического «бренда».
Эмансипированная женщина
Оружием борьбы с патриархатом сигарету сделал в конце 1920-х пиарщик Эдвард Бернейс, племянник Фрейда. В то время одна крупная табачная компания хотела увеличить число потребителей за счет женщин, хотя в начале ХХ века курящую даму считали особо вульгарной (еще не подозревая, что сигареты увеличивают риск бесплодия и рака шейки матки).
В масскульте женщины с сигаретой были представлены очень разнообразно. Это и femme fatale, как Марлен Дитрих, и элегантные леди с мундштуком, как Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани» (1961), и сексуальные фантазии, как Брижит Бардо.
Интеллектуал
Большинство великих детективов — от Шерлока Холмса до Пуаро и Коломбо — заядлые курильщики, которые привыкли концентрироваться при помощи сигареты, сигары, трубки. Так книги, а затем и фильмы создали миф, что курение якобы помогает лучше думать.
Вместе с переменой эпох постоянно эволюционировали и экранные образы Шерлока Холмса — так же приходилось адаптироваться проектам по борьбе с курением.
В России проводится одна из самых строгих антитабачных кампаний — не только в публичных местах, но и в кино. С 2014 года перед лентами со сценами курения пишут о вреде табака, а фильмы, поддерживаемые Минкультуры, обходятся без сигарет.
Уходящая натура
Забота о себе — один из главных трендов XXI века: многие ходят в спортзал, следят за питанием, борются с вредными привычками.
Герои эпохи описываются не через пагубные зависимости, тщетно замаскированные форматом электронных сигарет, а через профессию или принадлежность к определенной возрастной, культурной или гендерной группе. Например, технологический скачок нулевых привел к буму программистов в массовой культуре: тут же появились байопики о Стиве Джобсе и Марке Цукерберге («Социальная сеть»), а уберпопулярный детектив «Девушка, с татуировкой дракона» подарил нам образ Лисбет Саландер, которая курит, но из-за тяжелого прошлого.
Сегодня масскульт посвящен тем, кто вырос в эпоху интернета. Ключевым персонажем становится человек 30+, которого больше не определяют ни сигареты, ни должность, ни возраст.
Мотив освобождения от стереотипов — один из ключевых в современной поп-культуре. Как и активизм, масскульт стремится не стигматизировать зависимость, а информировать людей о вреде определенных действий, поддерживать и предоставлять необходимую экспертную и медицинскую помощь. В частности, обратиться за помощью можно к сообществу «Давай бросать», которое запустил национальный проект «Демография».
Узнайте больше о здоровом образе жизни на официальном портале Минздрава России — takzdorovo.ru.