Как Коко Шанель заимствовала элементы мужского гардероба и как мужчины сейчас используют наследие Chanel

Больше века назад мадемуазель Шанель произвела модную революцию, предложив женщинам одеться в брюки и жакеты вместо корсетов и неудобных платьев. Она беззастенчиво брала предметы из мужского гардероба и перекраивала на женский лад — а теперь мужчины переосмысливают наследие Chanel по-своему: рассказываем, как это взаимосвязано.
Как Коко Шанель заимствовала элементы мужского гардероба и как мужчины сейчас используют наследие Chanel

Габриэль Шанель вполне по праву считают инициатором проникновения мужской одежды в женский гардероб. Это признавала и сама модельер: однажды она сказала Сальвадору Дали, что «всю свою жизнь занималась тем, что переделывала мужской костюм в женский: жакеты, прически, галстуки, манжеты», — и подтверждения ее словам легко увидеть во всех коллекциях, вышедших из-под ее руки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Габриэль Шанель и
Габриэль Шанель и герцог Хью Гровенор, 1924
Phillips / Topical Press Agency / Hulton Archive / Getty Images

Понятно, почему это происходило. В 1910–1920-е годы, когда Шанель активно работала над коллекциями своего модного дома, женщинам хотелось освобождения — в том числе от форм одежды, которые носили их мамы и бабушки и которые не были рассчитаны на новый и куда более активный образ жизни. «Надо двигаться, надо сесть в машину так, чтобы не лопнули швы! Чтобы можно было наклоняться. Играть в гольф. Даже ездить верхом, все в том же костюме. Одежда должна иметь естественные формы», — говорила дизайнер о своей задаче.

Вдохновение Шанель находила в гардеробах мужчин, которых встречала вокруг. В 18 лет, переехав в город Мулен и поселившись в пансионате для девушек, она устроилась работать швеей. Там же были расквартированы солдаты, у которых Шанель подсмотрела фасон и покрой военного мундира — эффектного, но при этом удобного. Эти элементы кроя впоследствии легли в основу ее жакетов, которые сидели по фигуре, но не стесняли движений. Украшение краев жакета цепочками, кстати, тоже было подсмотрено у формы кавалеристов, а еще цепочки зашивались в швы, чтобы жакет держал форму.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эскизы коллекции Chanel, 1928
Эскизы коллекции Chanel, 1928
GraphicaArtis / Getty Images

В те же годы — в начале XX века — игрок в поло и заводчик лошадей Этьен Бальзан познакомил мадемуазель Шанель с верховой ездой. Костюм наездника поразил молодую швею своей элегантностью не в ущерб функциональности, и его детали также можно проследить в последующих коллекциях Chanel. Другая форменная одежда, которая пришлась ей по душе, — это тельняшки и моряцкие брюки клеш. Увидев щегольски одетых моряков на побережье курорта Довиль, Шанель не могла не примерить подобный наряд сама — и с ее легкой руки полосатые кофты и легкие и широкие «парусные» штаны стали уже синонимом «парижского шика».

Габриэль Шанель в Провансе
Габриэль Шанель в Провансе, 1930
Emmanuel Valentin / East News

Коко Шанель не стеснялась залезать в мужские гардеробы и брать оттуда повседневные удобные вещи. Она начала сама носить мужские брюки: все началось с конной прогулки, куда она надела жокейские брюки, а потом стала носить и повседневный вариант. Позже она перекроила классические брюки под женщин — это была революция. Джемперы и другой мягкий трикотаж Шанель тоже заимствовала из мужского гардероба. Во главу угла она ставила комфорт — одежда должна быть удобной! — и именно поэтому коллекции Chanel так нравились женщинам того времени.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом Chanel всегда был именно женским модным домом — ни сама Шанель, ни Карл Лагерфельд, возродивший славу Chanel после смерти его основательницы, не выпускали одежды для мужчин. Меняться это начало лишь недавно: Лагерфельд добавлял несколько мужских образов в коллекции 2011–2013 годов — тогда это были в основном вязаные вещи, а в 2019-м у Chanel вышла совместная коллекция с Фарреллом Уильямсом. Музыкант и дизайнер реинтерпретировали наследие Коко Шанель — в первую очередь культовые твидовые жакеты.

Фарелл Уильямс в Chanel
Фарелл Уильямс в Chanel, 2016
Pascal Le Segretain / Getty Images

В совместной коллекции Фарреллу не только удалось сделать обратный переход от «женской» одежды к «мужской», но и добавить к ней исконно женскую бижутерию — элемент, который Габриэль Шанель сделала модным и легитимным в высоком обществе. Теперь музыкант и сам охотно носит бусы и броши, а герои стритстайл-хроник не стесняются заимствовать из коллекций Chanel украшения и аксессуары — сумки, солнцезащитные очки с монограммами, колье-цепи и не только. И это, пожалуй, как нельзя лучше продолжает исходную идею мадемуазель Шанель — мода нужна для свободы, как телесной, так и самовыражения.