Форменный порядок: что носят футболисты на поле и за его пределами
Форменный порядок:
что носят футболисты на поле и за его пределами
11 июня стартовал долгожданный чемпионат Европы по футболу. Вместо привычных четырех лет поклонникам пришлось ждать пять — из-за коронавируса Евро-2020 состоится лишь в этом году. У спортсменов уже наготове и бутсы с джерси для решающих матчей, и классические костюмы для официальных мероприятий, например пресс-конференций. Вместе с Albione — официальным партнером сборной России — разбираемся, в чем ходят футболисты во время игр и не только.
Как менялась экипировка футболистов на протяжении истории?
Каких-то 200 лет назад для игры в футбол специальная форма не требовалась вовсе. Если бы вы учились в Кембриджском университете во времена королевы Виктории, то выходили бы на поле в белой рубашке и длинных брюках, а партнеров по команде от соперников отличали бы лишь по аксессуарам — разноцветным шарфам или шапкам. Но уже к концу XIX века ситуация изменилась, а университеты и школы стали выпускать форму определенных цветов. Примерно в 1870-х на футболках начали делать и нашивки в виде номеров — изначально их было всего 11 по числу игроков в команде. Номера помогали ориентироваться не только самим спортсменам, но и болельщикам, которые легко могли различать футболистов.
Не сразу появилось и привычное нам сегодня джерси — футболка из синтетического волокна с овальным вырезом и номером игрока на спине. До 1930-х годов на поле было принято выходить в футболках с длинным рукавом, сшитых из натуральных материалов. Их сменили рубашки поло в полоску с отложным широким воротником — самую известную модель носили игроки «Арсенала» в 1933 году. А уже ближе к 1960-м спортсмены откроют для себя одежду из синтетических материалов — с тех пор дизайн футбольных джерси останется практически неизменным. Впрочем, некоторые игроки выходят на поле в футболках с длинным рукавом — особенно если это голкиперы.
Тогда же, во второй половине XX века, футбольная индустрия привлекла внимание крупных брендов, которые начали заключать с производителями экипировки и командами контракты — эта практика сохранилась и до наших дней. Например, фирменные джерси «Реала» украшает логотип Emirates — последнее соглашение с клубом, заключенное в 2018 году, обошлось авиакомпании в 280 миллионов евро за пять лет.
Одна из главных традиций в футболе — обмениваться джерси с соперниками после матча. УЕФА впервые зафиксировал такой случай еще в 1931 году: тогда сборная Франции обыграла Англию и французы предложили обмен, чтобы запомнить этот матч. С 1950-х годов обмен превратился в добрую традицию, которая лишь подтверждает взаимное уважение игроков друг к другу. Разумеется, обмен футболками происходит во время значимых матчей. А руководство небольших клубов иногда даже выступает против: если речь не идет о команде с мировым именем, то на сезон футболисты получают всего два-три комплекта формы, поэтому размениваться не приходится.
Кроме джерси в экипировку футболистов входят свободные шорты, высокие носки, защитные щитки на голени. Последние, кстати, появились еще в конце XIX века — в 1874 году игрок сборной Ноттингемпшира по крикету и футболист Сэмюэл Уиддоусон приладил на голени старые крикетные щитки. В то время он выглядел довольно нелепо, но вскоре другие спортсмены оценили нововведение. В наше время щитки делают, конечно, не из дерева, а из легкого пластика. По правилам соревнований, защиту должны полностью закрывать носки.
Футболистам запрещено выходить на поле в перчатках, и лишь для одного члена команды перчатки — необходимая часть экипировки. Речь, разумеется, о голкипере. Для вратаря перчатки — расходный материал: за сезон вполне могут стереться восемь пар. Даже не самые суеверные игроки обычно бывают против, если кто-то хочет примерить их перчатки, особенно те, в которых вот-вот предстоит выйти на матч. А вот очки для зрения игрокам носить можно, хотя большинство спортсменов во избежание травм все же предпочитают контактные линзы.
А что с обувью?
Если кроссовки для бега и для фитнеса еще можно перепутать, то футбольные бутсы вы точно узнаете из тысячи. Обувь с шипами, которые обеспечивают сцепление с газоном, была в ходу уже в XIX веке. Правда, тогда это были тяжелые ботинки с металлическими вставками в мысе — в случае удара по ноге соперник мог получить серьезную травму (сами понимаете, как кстати оказалось изобретение Уиддоусона). В 1860-е такие вставки запретили, а размер шипов к началу прошлого столетия был жестко регламентирован. Настоящая революция произошла уже после Второй мировой войны, когда обувь стала на порядок легче, а производители начали выпускать бутсы со сменными шипами, которые можно было менять по мере износа. В отличие от баскетбола в футболе не прижились высокие кроссовки, хотя первые бутсы как раз полностью закрывали лодыжки.
Сегодня производители делают основную ставку на технологичность бутс. Это должна быть легкая обувь, которая обеспечивает отличное сцепление, пропускает воздух и долго не снашивается. В ход идут как натуральные материалы — например, кожа кенгуру, — так и синтетические — верх в этом случае может быть сделан из дышащего полиуретана. К тому же в последние годы бренды уделяют большое внимание экологичности своих товаров, поэтому гиганты вроде Nike и adidas выпускают бутсы из переработанного пластика.
Как футболисты выглядят за пределами поля?
Работа футболистов, разумеется, не ограничена соревнованиями, тренировками и сборами. И мы сейчас не про бизнес, который многие спортсмены строят на личном бренде. Огромную роль играет и то, как команда выглядит на официальных мероприятиях вроде пресс-конференций и церемоний награждения. Джерси и шорты в этом случае игроки меняют либо на парадные спортивные костюмы, либо — если речь о торжественном событии — на строгие костюмы, лаконичные и безупречные по крою. Никаких кричащих логотипов в этом случае нет, даже яркие принты на галстуках встречаются нечасто.
Когда речь заходит о футбольной форме, технологии выходят на первый план. Спортсмены уделяют большое внимание функциональности и износостойкости вещей. Поэтому и к костюмам требования высокие. Уже несколько сезонов партнером российской сборной является бренд Albione, который обеспечивает надлежащий уровень качества.
Во-первых, в отличие от джерси и шорт, в составе брюк и пиджаков не приветствуется синтетическое волокно — только натуральная шерсть. Костюмы Albione производят из шерсти Super 120 — это коэффициент кручения шерсти (чем он выше, тем тоньше материал). Super 120 — идеальный вариант для тех, кто хочет обзавестись довольно тонким, но при этом прочным костюмом. Такой подойдет и для для официального мероприятия, и для рабочего дня в офисе.
Во-вторых, Albione предложили нашим игрокам вневременной крой. Слегка зауженные, но достаточно свободные брюки и укороченный пиджак с узкими лацканами. Светло-серый оттенок смотрится менее строго, чем темно-синий, но при этом сохраняет необходимый градус формальности. Все предметы представлены в девяти размерах и четырех вариантах роста, поэтому проблем с подгонкой не возникнет.
В-третьих, комплект дополнен классическими аксессуарами. Приталенная рубашка из хлопка сатинового плетения (обеспечивает тактильный комфорт), черный шелковый галстук, оксфорды из натуральной кожи.
И кстати, если комплектов формы на сезон нужно не меньше трех, то в случае с костюмом все намного проще: если вы, как и футболисты, надеваете пиджак только по особенным случаям, то достаточно иметь в гардеробе одну универсальную модель. В российской сборной точно знают какую.