Как художник Ли Бауэри повлиял на моду: 5 знаковых моментов
Alexander McQueen
Самая яркая, считываемая и при этом вовсе не копирующая отсылка к творчеству Ли Бауэри получилась у его большого поклонника Александра Маккуина в коллекции Alexander McQueen осень–зима 2009. В девяностых Маккуин бывал на концертах Minty — музыкальной группы, в которой одно время выступал Бауэри, — и вдохновился нарочитым дрэг-макияжем и яркими образами художника. В коллекции «Рог изобилия» он добавил моделям ярко-красные и черные увеличенные губы (нарочитый макияж губ — одна из узнаваемых деталей, часто используемых Бауэри) и мотив из контрастных полос, который так любил художник, да и вся коллекция по духу была очень созвучна творчеству Ли.
Rick Owens
Ли Бауэри славился в том числе неоднозначными и провокационными перформансами. Одним из них была имитация родов, в рамках которой он на сцене «рожал» свою подругу, привязанную к художнику в позе эмбриона, а пуповиной служила связка сосисок. Именно этот художественный акт отчасти повторил дизайнер Рик Оуэнс в коллекции весна–лето 2016: модели выходили на сцену с привязанными к ним людьми — только в видении Оуэнса люди были вовсе не тем, что появится на свет, а как будто частью одежды. Дизайнер рассказывал, что на показ его вдохновил даже не сам перформанс Бауэри, а то, как художника запечатлела фотограф Энни Лейбовиц — по его мнению, фотография лучше смогла показать внутренний механизм перформанса.
Реклама Pepe Jeans
Ли Бауэри и сам был тесно связан с модой. Костюмы он создавал не только для своих перформансов, но и сотрудничал с модными марками. Немногие тогда решались на провокационный дух, который предлагал Бауэри, но Pepe Jeans позвали его сняться в рекламной кампании Wears Pepe и придумать для нее часть костюмов. Художник показал, как легко повседневная одежда вроде джинсов совместима с арт-макияжем, странными аксессуарами и костюмами в шашечку с увеличенными плечами — даже не просто в качестве комплекта вещей, а на концептуальном уровне.
Эстетика Richard Quinn
Дизайнер Ричард Куинн, который прославился благодаря платьям, целиком покрытым крупным цветочным принтом (а потом выпустил по их мотивам коллекцию платьев-пуховиков для Moncler), взял этот прием не с потолка. И пышные платья в цветах, и черные латексные обтягивающие комбинезоны под ними — все это в свое время носил Ли Бауэри. Куинн среди своих референсов называет и старинные мебельные обивки, и работы художника Пола Харриса, но нельзя не отметить, как много сходства в последних коллекциях Куинна с творчеством Бауэри, особенно с пародийным показом мод, который художник устроил в 1988 году в универмаге Harrods. И Бауэри в свое время, и Куинн сейчас сделали избыточность модной.
Коллекция Supreme в честь Ли Бауэри
Свою дань уважения художнику отдали и Supreme, но, как водится у стритвир-марки, без метафоричных отсылок, а напрямую — просто напечатав портреты Ли Бауэри в разных сценических образах на толстовках и футболках. Может, получилось не так красиво, как у Маккуина, Оуэнса, Гарета Пью, Чарльза Джеффри и многих других дизайнеров, зато, во-первых, никто не обвинит в расизме (а такая история случилась с Gucci: свитер-балаклава напомнила публике блэкфейс, хотя Алессандро Микеле уверял, что создавал оммаж Ли Бауэри), а во-вторых, коллекция была благотворительной: часть средств от продажи вещей направили фонду Visual AIDS, который помогает ВИЧ-положительным художникам — Бауэри и сам жил с положительным ВИЧ-статусом.