Звезда «Студии 54», модель Хельмута Ньютона и королева ювелирного дизайна: что нужно знать об Эльзе Перетти

18 марта 2021 года ушла из жизни 80-летняя Эльза Перетти — легендарный ювелирный дизайнер, несколько десятилетий создававшая знаковые украшения для Tiffany & Co. Рассказываем, что стоит знать о ее работе, а также о модельной карьере, дружбе с Роем Холстоном и Энди Уорхолом и не только.

У Эльзы Перетти была богатая на переезды юность: она родилась в 1940 году во Флоренции, училась в Риме и Швейцарии, затем работала в Милане в архитектурном бюро (по образованию она дизайнер интерьеров), а в 1964-м переехала в Барселону, где начала модельную карьеру. Еще спустя четыре года Перетти — перспективная модель — отправилась покорять Нью-Йорк по приглашению модельного агентства Wilhelmina Models.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эльза Перетти в 1975 году
Эльза Перетти в 1975 году
Michael Tighe/Donaldson Collection/Getty Images

В начале семидесятых она познакомилась с дизайнером Роем Холстоном — основателем именного бренда Halston, в те годы ставшего феноменом американской моды. Перетти вместе с Анджеликой Хьюстон, Пэт Кливленд и несколькими другими моделями вошла в постоянную модельную труппу Холстона — их называли Halstonettes, и по большому счету их можно считать прямыми предшественницами супермоделей девяностых. «Эльза отличалась от других моделей. Остальные были просто вешалками для одежды, но у Эльзы был стиль: она моментально делала платье, которое демонстрировала, своим», — говорил дизайнер.

Рой Холстон и Эльза Перетти
Рой Холстон и Эльза Перетти, 1977
Vernon Shibla/New York Post Archives /(c) NYP Holdings, Inc. via Getty Images

В Нью-Йорке Эльза Перетти вращалась в том же кругу, что и ее коллеги по цеху и сам Рой Холстон, и стала завсегдатаем легендарной «Студии 54», где проводила время с Энди Уорхолом и Лайзой Миннелли. Самым знаковым моментом ее модельной карьеры можно с уверенностью назвать снимок авторства Хельмута Ньютона: фотограф запечатлел Перетти в «костюме кролика» на одной из нью-йоркских крыш, и едва ли можно найти более знаменитое изображение родом из семидесятых.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Снимок Хельмута Ньютона «Эльза Перетти в костюме кролика A Christies' assistant passes 'Elsa Peretti as Bunnygirl, New York, 1975' by Helmut Newton on March 10, 2008 in London, England. The Collection is owned by Gert Elfering and will go on sale in New York on April 10, 2008. With 135 lots the sale has an overall estimate of 2 to 3 million dollars. (Photo by
Снимок Хельмута Ньютона «Эльза Перетти в костюме кролика, Нью-Йорк, 1975» на аукционе Christie's
Cate Gillon/Getty Images

Заниматься ювелирным дизайном Перетти начала параллельно с работой моделью — она создавала украшения для нескольких дизайнеров на Манхэттене, а с 1971 года разрабатывала линию украшений для Halston. Именно Рой Холстон представил свою подругу руководству Tiffany & Co., и в 1974 году Эльза Перетти начала сотрудничество с ювелирным домом, которое продлилось без малого полвека.

Эльза Перетти за работой, 1978
Эльза Перетти за работой, 1978
PL Gould/Images/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для Tiffany Перетти изначально разрабатывала линию украшений из серебра (именно благодаря ей «простое» стерлинговое серебро в глазах публики стало «роскошным»), а затем начала работать с другими материалами, создавать предметы для дома из хрусталя и фарфора и при этом придерживаться своей эстетики, с которой начинала и которая стала ее визитной карточкой: дизайнер подглядывала идеи форм в природе, ориентировалась на естественность линий — они получались плавные, искривленные, биоморфные. «Прикосновение имеет важное значение. Я черпаю вдохновение в тактильных ощущениях», — говорила она о своей работе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
NICK HUNT/Patrick McMullan via Getty Images
NICK HUNT/Patrick McMullan via Getty Images

Один из самых знаменитых объектов авторства Эльзы Перетти — так называемый Bone Cuff, «браслет-кость» — задуман таким образом, чтобы повторять естественные контуры запястья. Это крупные и выделяющиеся украшения, которые тем не менее смотрятся на руке очень органично. Актриса Галь Гадот в образе Дианы Принс в фильме «Чудо-женщина: 1984» носит именно такой браслет — своеобразную визуальную связь между героиней и ее альтер эго. «Браслет-кафф Elsa Peretti Bone — самое потрясающее украшение, которое я когда-либо видела. Моя любовь к браслетам-каффам волшебным образам нашла свое воплощение в образе главной героини фильмов о Чудо-женщине, которые я режиссировала, так как они идеально вписываются в ее характер», — сказала режиссер Пэтти Дженкинс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Чудо-женщина: 1984»
«Чудо-женщина: 1984»

Моделлинг, ювелирное дело, дизайн предметов интерьера — что еще? Конечно, филантропия. В 2000 году Эльза Перетти запустила благотворительный фонд в честь своего отца Нандо — он охватывал широчайший спектр инициатив и поддерживал самые разные проекты, от защиты окружающей среды и научных исследований до борьбы с бедностью, поддержки прав человека, образовательных программ и сохранения культурного наследия по всему миру.

Эльза Перетти в 2009 году
Эльза Перетти на праздновании 35-летия своей работы в Tiffany & Co. в 2009 году
WILL RAGOZZINO/Patrick McMullan via Getty Images

Сейчас украшения Эльзы Перетти есть в составе постоянных экспозиций Британского музея в Лондоне, Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Музеев изящных искусств в Бостоне и Хьюстоне, а в Институте моды и технологии (Fashion Institute of Technology) была создана специальная именная кафедра в честь нее. Кто бы мог подумать 50 лет назад, что такой станет «девушка к кроличьими ушками» со снимка Хельмута Ньютона.