Страшно красивые: чем чреваты бьюти-стандарты сети Instagram* и можно ли их воплотить в реальной жизни?
* Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.
Поколение Z, живущее в социальных сетях, черпает представления о внешнем совершенстве не в реальной жизни «офлайн», а во вселенной #InstaFace: по этому хештегу уже сейчас больше 1,2 миллиона публикаций.
Считается, что моду на гипертрофированно искусственную внешность и, как следствие, использование приложений для такого виртуального тюнинга ввели сестры Кардашьян-Дженнер. Глядя на их лица и фигуры, в которых едва ли можно распознать хотя бы одну естественную от природы черту, миллионы девушек озадачились тем, чтобы приблизиться к новым бьюти-стандартам.
Тем временем ученые бьют тревогу. И небезосновательно. Это, в частности, доказывает проект Redefine Pretty, возглавляемый блогером Эм Форд, которая инициировала нейроисследование совместно с компанией ACN (Applied Consumer Neuroscience). У принявших участие в эксперименте женщин сканировали мозг, в то время как им показывали безупречные, отретушированные фотографии моделей — подобно тем, которые мы видим в ленте Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) каждый день. Исследователи пытались понять, что происходит с мозгом женщины, когда она смотрит на такие фото. То, что они обнаружили, их поразило: оказывается, в этот момент они чувствовали сильную тревогу и переживали душевную травму.
Какая девушка не сталкивалась с подобным в подростковом возрасте, глядя на фото кинозвезд? Но сегодня все иначе: поколение, для которого цифровое восприятие является ключевым, видит угрозу не только в селебрити, но и в фото более социально успешных друзей, сумевших раскрутить свой Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации).
Google сообщает, что каждая третья фотография, сделанная молодыми людьми в возрасте от 18 до 24 лет, — это селфи. Пластические хирурги по всему миру в последние три года отметили значительный рост числа пациентов младше 30 лет — во многом это опять же «заслуга» селфи-культуры. Поколение Z волнует, как их лица выглядят на экране. И этот экран — их первая игровая площадка и последнее пристанище.
И хотя далеко не каждый прямиком направляется в кабинет хирурга или косметолога, каждый второй без раздумий прокладывает себе путь в мир #InstaFace. В результате пропасть между Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) и реальностью продолжает расти.
Трансформировать свое лицо сегодня до смешного просто — и притом бесплатно. Зато какая награда! Сотни лайков, позволяющих почувствовать себя центром цифровой вселенной. Каждый раз, когда мы получаем социальное «поглаживание» в виде лайка, наш мозг выделяет дофамин, который вызывает легкое головокружение и хорошее самочувствие. Это та же нейронная сеть, которая включается, когда человек принимает любой допинг или, скажем, срывает в казино джек-пот. Но есть и побочный эффект: вам почти сразу же нужна очередная «доза». И вот вы снова в FaceTune, чтобы загрузить и «улучшить» очередное фото. Не удивительно, что Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) в общем и подобные приложения в частности зачастую оборачиваются настоящей зависимостью.
Ну а что происходит на приеме у пластических хирургов и косметологов? Прибавилось ли у них работы в связи со всем вышесказанным?
Я бы сказал, что первая волна ажиотажа с запросами «сделайте мне как на фото» пришлась на 2017-2018 годы, когда Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) был на пике своей популярности. Наблюдая огромное количество видоизмененных лиц в соцсетях, пациенты хотели видеть такое же эффектное отражение в зеркале и иметь возможность делать такие же впечатляющие селфи, как Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)-дивы.
«Инстаграммное лицо» — это результат появления сотен фильтров со всевозможными спецэффектами, цель которых — не просто «отретушировать» кожу, но и изменить пропорции лица. Также свою роль сыграли и стандарты красоты, порожденные рядом медийных персонажей, которые неоднократно подвергались пластическим операциям.
Идеальное по меркам диджитальной реальности женское лицо — это, как правило, небольшой вздернутый носик (сейчас появилось немало приложений, которые моментально «меняют» тебе нос), большие распахнутые глаза, пухлые губы, впалые щеки. Словом, миниатюрное кукольное лицо. Кулуарно пластические хирурги так его и называют — «инстафейс». Его отличают максимально искусственные черты, которые в реальной жизни встречаются крайне редко.
Если мы говорим про «инстатело», это пышный и не слишком натуральный бюст не меньше третьего размера и узкая талия. Также тренд последних нескольких лет — это объемные ягодицы с утрированно спортивными очертаниями, которые едва ли встретишь в обычной жизни без хирургической коррекции.
К группе «инстапациентов» можно отнести более молодую публику, чье психическое состояние и личностные качества формировались в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)-эпоху. Для них большая часть жизни связана с их картинкой в соцсетях: популяризация селфи и активное внедрение различных приложений с функцией дополненной реальности сделали свое дело.
Вторая группа пациентов — более зрелая, возрастной категории 35+. Они тоже застали этот диджитал-бум, однако как личности формировались еще до активного распространения соцсетей, в связи с чем прекрасно понимают, что жизнь на инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) не заканчивается.
И все же запросы от женщин и мужчин на воссоздание бьюти-стандартов, которые приветствует Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), действительно не такая уж редкость.
Женщины, как правило, приходят с просьбой сделать глаза визуально больше. Это и блефаропластика, и эндоскопический лифтинг, при котором взгляд раскрывается еще и за счет поднятия бровей. Второе — желание избавиться от щек и заострить скулы. Это решается не только контурной пластикой, когда можно в условиях косметологического кабинета с помощью филлеров на основе гиалуроновой кислоты сделать отдельные зоны более скульптурными и выпуклыми, но и хирургическим удалением комков Биша — после такой операции щеки становятся запавшими.
К слову, филлеры «ставят» и в область подбородка — это помогает дополнительно вытянуть лицо. Предполагается, что в итоге всех этих манипуляций лицо получится более вытянутым, худощавым, с большими глазами, заостренным подбородком и четкой линией нижней челюсти.
Одним лицом дамы, как правило, не ограничиваются и обращаются за липоскульптурированием тела — без красивой фигуры также сложно представить привлекательный Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)-контент. Такая манипуляция позволяет максимально убрать объемы жировой клетчатки в тех зонах, которые требуют коррекции, после чего ввести эти излишки собственного жира в ягодицы, тем самым увеличив их в объеме. Так талия получается более узкой и ярко выраженной, а ягодицы — пышными и приподнятыми.
Мужчины предсказуемо реже обращаются с запросами на бьюти-стандарты, которые приветствует Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации): это менее распространено. Но если говорить об усредненно привлекательном образе инфлюенсера-миллионника, то его лицо подчеркнуто маскулинное, с выраженными углами нижней челюсти, обозначенными скулами и «волевым» подбородком. Сделать это чаще всего можно опять же в рамках косметологических манипуляций путем введения в вышеупомянутые зоны филлеров на основе гиалуроновой кислоты. Если же есть избыток подкожно-жировой клетчатки и намек на второй подбородок, то мы делаем небольшую липосакцию в этой области. И именно эта методика, пожалуй, больше всего подошла бы под запрос мужской версии «инсталица».
Из хирургии для мужчин это может быть блефаропластика верхних век, так как избыток кожи делает глаза более закрытыми и визуально добавляет возраста.
А Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)-типаж мужского тела — это в первую очередь рельефный торс, которого можно добиться либо большой работой в спортзале, либо липоскульптурированием: убрать подкожно-жировую клетчатку в области живота и «вылепить» спортивные очертания с кубиками пресса. Помимо этого путем липосакции и липомоделирования мы подчеркиваем мужчинам грудные мышцы, мышцы плеча, дельтовидную мышцу.
К счастью, сегодня все чаще наблюдается обратная реакция и постепенное отрицание искусственных стереотипов, на смену которым приходит более здравое желание оставаться собой. Тренд на естественность сейчас красной линией проходит через все бьюти-сферы: косметологию, пластическую хирургию, производство косметических средств. И запросы последнего года — это даже после пластики сохранить индивидуальность, а не превратиться в типичного персонажа соцсетей. Трудно быть безупречным в реальной жизни. Но еще труднее всегда быть кем-то другим.
Как правило, фильтры в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) придают лицу отдохнувший вид, слегка корректируют контуры и разглаживают мелкие морщинки. В результате кожа выглядит как у куклы — неестественно гладкой, восковой и напрочь лишенной пор. Есть и еще более радикальные изменения. Благодаря некоторым Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)-приложениям можно сделать нос меньше, губы — больше, скулы и подбородок — острее, даже изменить цвет глаз. Это уже может привести к неприятным последствиям: исказить восприятие собственной внешности и негативно отразиться на самооценке.
Возможно ли в принципе с помощью бьюти-процедур добиться эффекта Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)-фильтров? Чисто теоретически, да. Вот только зачем? Все эти диджитал-спецэффекты — это в первую очередь способ транслировать миру лучшую версию себя: пухлые губы, острые скулы, «стройное» лицо, идеально ровный тон кожи. Логично, что далеко не все могут похвастаться таким «набором» от рождения. Как результат — в ход идут фильтры и бьюти-приложения. Вот только адепты таких «улучшайзеров» выглядят в лучшем случае одинаково, а в худшем — абсолютно противоестественно. Когда к нам приходят девушки с запросом сделать некое подобие «инсталица», мы всегда стараемся их переориентировать в сторону большей натуральности.
Если вы присмотритесь к Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)-фильтрам, то поймете, что практически все они напрочь стирают рельеф кожи: там нет ни единого намека на естественные линии и поры. Это сразу вызывает ощущение фейка. Когда мы слышим запрос на идеальную кожу, мы разрабатываем комплекс процедур, в результате которых кожа становится не просто более гладкой. Мы делаем ставку еще и на глубокое очищение, обновление и увлажнение. Словом, продумываем комплексную стратегию, при которой необходимость в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)-фильтрах отпадет сама собой.
Чаще всего работу над качеством кожи мы ведем с помощью аппаратных методик и биорепарантов. Здесь все зависит от того, что именно пациент хотел бы в себе исправить. Например, если есть пигментация, то идеально подойдет лазерное омоложение на аппарате Candela. При наличии капиллярных сеток и других дефектов на коже лица необходимо лечение сосудистой патологии и фототерапия. Если снижены тонус и эластичность, помогут игольчатый RF-лифтинг, плазмотерапия и биоревитализация.
Однако мы всегда предупреждаем, что эффект зависит от исходного состояния организма. Например, если у пациента есть рубцы постакне, то на сто процентов их убрать не получится. А вот сделать так, чтобы кожа выглядела более здоровой, свежей и упругой — конечно, да.
Чаще всего к фильтрам прибегают, когда цвет лица оставляет желать лучшего. Обычно в таких случаях в первую очередь стараются «закамуфлировать» несовершенства: макияжем или с помощью диджитал-спецэффектов. Однако тон кожи напрямую зависит от общего состояния организма и образа жизни. Да, это прописные истины, но все же курение, алкоголь, недосыпы и стресс всегда идут в комплекте с нездоровым серым цветом лица. Соматические патологии (анемия, гепатоз, заболевания почек и сердечно-сосудистой системы) проявляются в виде синевы под глазами, отечности и землистой кожи. Также сложно добиться ровного тона, если есть акне, розацеа и другие дерматологические проблемы. Прежде чем «реставрировать фасад», подумайте, не пришла ли пора «капитального ремонта»? Запишитесь на чекап, сдайте анализы, отрегулируйте сон и поступление в организм необходимых витаминов и микроэлементов — все это имеет колоссальное значение для кожи.
Если говорить о конкретных методиках, которые делают лицо более молодым и ухоженным, то это процедуры фото- и лазерного омоложения, лазерная шлифовка, ботулинотерапия, биоревитализация, контурная пластика. Что касается компонентов, которые совершенствуют цвет лица, то это ретинол и мягкие кислоты.
Важно помнить, что на косметологических процедурах забота о коже не заканчивается. Необходимо также правильно подобрать домашнюю косметику для ухода.