Как фильм «Дом Пьера Кардена» раскрывает дизайнера с новых и неожиданных сторон
Режиссеры «Дома Пьера Кардена» П. Дэвид Эберсоул и Тодд Хьюз сумели сделать почти невероятное — уместили 97 лет жизни модельера в 97 минут фильма. Карден, ушедший из жизни в конце 2020 года, успел активно посниматься фильме и предстает в нем полным жизни человеком, со своими мечтами, устремлениями и планами.
Но главное, чего смогли добиться режиссеры, — это показать Пьера Кардена не только как имя на ярлыке и даже не как гениального кутюрье и значимую фигуру в истории моды, но как живого разностороннего человека. Тут находится место и очень личным историям, и шуткам, и грусти — как в любой человеческой жизни. «Дом Пьера Кардена» на самом деле — про многогранность Кардена, про его стороны, из которых этот дом состоит, как из стен и перекрытий. И некоторые из этих неожиданных сторон могут удивить даже подготовленных зрителей.
Карден как трудоголик
«В сущности, я лишь винтик в большой машине» — именно с такого определения собственной работы Кардена начинается фильм. В архивном интервью пятидесятилетней давности он признается, что не готов говорить «Я сделал коллекцию», ведь за этим стоит огромное количество людей, а он — лишь один из них. Абсолютно все из окружения дизайнера подтверждают: Карден — скромный человек, который очень, очень любит работать.
История начала карьерного пути Пьера Кардена — череда удач, которые ложатся на плодородную ниву упорного труда. Он точно знает, чего хочет добиться, и идет к своей цели, не пасуя перед препятствиями — военным детством, бедностью, провинциальным бэкграундом. Карден — самоучка, набравшийся опыта в ателье маленького городка и не с первого раза покоривший Париж. Он не стесняется этой непростой истории успеха, охотно рассказывает, как его семья бежала от фашистского режима, а он сам в юности пересекал демаркационную линию с картонным чемоданчиком, пытаясь добраться до столицы.
«Мне скучно в отпуске, — говорит Карден на одной из архивных записей. — Когда я работаю, я счастлив». И мысль о том, что весь секрет успеха — просто очень много упорного труда, красной нитью проходит через весь фильм: «Мое главное качество? Упорство. Раз взялся за дело, должен его сделать», — 97-летний дизайнер не отказывается от своего главного кредо.
Карден как архитектор
Пьер Карден был не только дизайнером одежды — это факт известный. Но чаще всего из виду упускается, насколько масштабным был его интерес к промышленному дизайну, созданию мебели и других бытовых предметов. «Стул, стол, телевизор по своей форме и дизайну вполне могут соответствовать стилю модельера», — говорил Карден еще в семидесятых.
Теперь он признается, что плотницкое дело всегда было его страстью — а насколько сильной страстью, становится понятно после кадров с выставки, организованной аукционным домом Sothebey's: оказывается, в частной коллекции мсье Кардена хранится огромное количество созданной им самим мебели, которую и сейчас, 50 лет спустя, легко назвать современной и новаторской.
Увлечение архитектурой и дизайном никак не противоречит занятиям модой и, даже наоборот, является ее логичным продолжением: «Моя мода требует особого окружения. Я создаю среду для жизни, будь то ковры, мебель, столовые и библиотеки. Я представляю женщин, которых одеваю, в особом контексте», — объясняет Карден. Знаменитый промышленный дизайнер Филипп Старк, который начинал свою карьеру как раз в мебельном ателье Кардена, очень метко назвал своего учителя «структурным модернистом» — действительно, личность такого масштаба вписать в узкие рамки «модного дизайнера» попросту невозможно.
Карден как театрал
Еще одна большая страсть Кардена — театр. Модельер не только начинал свою карьеру как театральный художник (один из первых его больших заказов в послевоенном Париже — костюмы к постановке «Красавицы и чудовища»), но и в итоге купил собственный театр. Экспериментальное пространство Espace Pierre Cardin дало платформу для реализации своих идей молодым и дерзким. «Страсть всегда найдет выход, иначе бы этого театра не существовало. Это место, где может произойти все, что угодно» — так описал Espace Pierre Cardin его основатель, называющий театр местом синтеза всех средств художественной выразительности.
О том, что Пьер Карден никогда не скупился на поддержку именно молодых артистов и режиссеров, вспоминают среди прочих композитор Жан-Мишель Жарр и рок-звезда Элис Купер, который выступал в Espace Pierre Cardin в 1971-м — тогда это был форменный парижский бунт и подрыв всех традиционных устоев в театральном деле. А Жерар Депардье начинал в театре Кардена как статист и именно благодаря дизайнеру, который попросил режиссеров присмотреться к талантливому новичку, вышел на большую сцену.
Карден как революционер
Пьер Карден был революционером — в моде, театре, дизайне, подходе к тому, как надо шить одежду и как ее показывать. Именно он в свое время начал выводить на подиум моделей неевропейской внешности — пресловутое diversity, за последние пару лет ставшее непреложным правилом модного показа, в шестидесятые началось с дефиле Pierre Cardin. Именно он проложил мост французской моды в Японию, Китай и СССР — без его интереса и поддержки в случаях последних двух стран с легкой промышленностью дела обстояли бы намного хуже.
Именно он первым в Париже стал делать мужскую готовую одежду и проводить мужские модные показы. Тогда мужского моделинга не существовало, манекенщиков Карден искал среди студентов и даже сам был моделью. Тогда это было мощное, даже провокационное высказывание, но Карден смог его выразить, так и не став символом эпатажа, как, например, его ученик Жан-Поль Готье. «В некотором роде я политик. У меня есть позиция, и я ее отстаиваю», — говорил он.
А если сделать еще шаг назад, именно он вывел в массы дизайнерскую одежду, по сути, дав начало современному prêt-à-porter — то есть «готовой одежде»: учитель Кардена Кристиан Диор и все модельеры старой школы специализировались на высокой моде для богатых привилегированных покупательниц, Карден же захотел одевать всех. В ответ на вопрос, почему он решил взяться за прет-а-порте, модельер отвечал: «Нужно двигаться вперед, нельзя стоять на одном месте» — и именно это он делал на протяжении более чем семи десятилетий своей карьеры и почти ста лет жизни.