Мудборд: как поднятый воротник пальто стал атрибутом «шпионского стиля» — и добавляет образу лихости
Представьте себе хрестоматийного детектива из старинного фильма — скорее всего, у фигуры перед вашим внутренним взором будет плащ и шляпа, притом воротник плаща или пальто непременно окажется поднят. Ничего удивительного, ведь образ этот берет начало еще в фильмах «золотой эры» Голливуда: к такому сочетанию прибегает еше Хичкок, одевая героя детективного триллера «Тридцать девять ступеней».
В фильмах шестидесятых годов герои нуаров и детективных картин чаще носили тренчи, нежели пальто, но поднятый воротник остается на месте. Нетрудно догадаться о практической стороне этой детали: воротник отчасти скрывает лицо в профиль, а сыщику или спецагенту это очень на руку.
Нельзя сказать, что поднятый воротник — исключительно художественный замысел тех, кто снимал детективные картины: в тридцатых–сороковых годах, когда прямые пальто с отложными воротниками стали повсеместной классикой мужского гардероба, их порой носили с поднятым воротником. Но так или иначе, с героями детективов, даже исторических, ассоциация получается крепкая: глядя на персонажей фильма «Антропоид» о спецоперации во время Второй мировой войны, легко понять, что перед зрителями — именно агент.
Образ с поднятым воротником пальто проходит красной нитью через самые известные шпионские и детективные фильмы — его можно увидеть в разных картинах о Джеймсе Бонде, «Шпионских играх», фильмах о временах холодной войны и не только.
Самый знаменитый сыщик в истории кино — Шерлок Холмс — тоже поднимает воротник пальто. Особенно явно это видно в сериале 2010 года: герою Бенедикта Камбербэтча, конечно, не нужно скрывать лицо, тут поднятый воротник становится скорее щегольским жестом, отличительной чертой персонального стиля эксцентричного детектива.
Неудивительно, что эта стилистическая деталь легко кочует с экранов в жизнь. Актер Венсан Кассель ходит в пальто с поднятым воротником в триллере «Тайные агенты» (стоит ли уточнять, какую роль он тут играет?), но так же охотно поднимает воротники и в обычной жизни.
Кассель часто носит пальто и плащи именно так — получается как будто намеренно небрежно и даже лихо.
Получается, что поднятый воротник пальто, плаща, куртки или дубленки благодаря кино прочно ассоциируется с образом «крутого парня» — героя, который противостоит силам зла в том или ином воплощении, решает головоломки и побеждает врагов. Неудивительно, что к такому образу хочется быть причастным, пусть даже мысленно и посредством одежды. И да, это действительно отлично выглядит.