«Роскошь — это то, что можно починить»: почему починка одежды и обуви станет главным модным направлением 2021 года
Новая реальность заставила и производителей, и потребителей моды пересмотреть свои привычные паттерны работы и поведения. Мы выбираем в пользу качества, а не количества, скоротечные тренды уступают место переосмыслению классики, все больше дизайнеров работают со старыми тканями и дедстоком — вещами и материалами, которые залежались на складах, крупные модные марки от Levi's до Gucci запускают собственные ресейл-платформы, а идея того, что на каждое новое торжество вовсе не обязательно нужен новый наряд, уже не кажется сенсационной. И сейчас, на фоне усиления осознанного подхода к гардеробу, проверенная временем идея ремонта одежды и обуви выходит на передний план.
Починка вещей идет в связке с понятием роскоши, и отнюдь не только в силу того, что эти предметы стоят дорого. Художественный руководитель Hermès Пьер-Алексис Дюма вспоминает: «Я помню, как дедушка в детстве говорил мне, что "роскошь — это то, что можно починить". Он сказал мне это еще в 1960–1970-х годах, когда люди не заботились о ремонте. Сегодня мы понимаем, насколько это важно, потому что это позволяет не тратиться зря. Когда вы понимаете, что любимая сумка нуждается в ремонте, но ее на самом деле можно отремонтировать и она продолжит свою жизнь рядом с вами, это прекрасное чувство».
Возможность продления жизни вещам вызывает ощущение эмоциональной связи с ними, а еще заботы. Притом не только обладатель вещи заботится о ней, но и бренд, создавая вещь с расчетом на возможность ремонта, заботится о своих клиентах. Brunello Cucinelli предлагают бесплатное и по-настоящему пожизненное обслуживание своих вещей: приобретая вещи бренда, вы всегда можете обратиться за ремонтом.
Услуги починки и обслуживания еще больше распространены среди обувных брендов с историей. Например, у марки Church's есть обширная программа ремонта своих пар: ремонт производят вручную, и занимает он немало времени, вплоть до 12 недель, но зато у износившейся пары могут заменить подошву, починить верх, поменять подкладку, не говоря уже о более мелких работах. Марка Patagonia, недавно выпустившая коллекцию ботинок из кожи бизона вместе с ранчо Wild Idea, изначально заложила в их дизайн возможность замены подошвы и рассказывает клиентам о том, как продлевать жизнь обуви.
Историческая британская обувная марка Tricker’s в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) каждый месяц делится историями ремонта своей обуви. «Самой старой паре, над которой работал наш мастер, было более 40 лет. На самом деле нет пары, которую он не мог бы починить», — рассказали представители марки. Увлекательные видео о процессе ремонта обуви, сумок и других вещей показывает и лондонское ателье The Restory, которое берется за работы любой сложности — от деликатной чистки текстильных элементов до восстановления краски и приклеивания микроскопических стразов. «Наша миссия — заставить своих клиентов заново влюбиться в их любимые вещи», — сообщается на сайте ателье.
Принц Чарльз, который нередко делает выбор в пользу повторного использования вещей и ратует за экологичность моды, к идее ремонта одежды относится особенно тепло. «Я из тех людей, которые скорее починят предмет одежды или обуви, чем выбросят его. Когда я был ребенком, мы приносили обувь к сапожнику в Шотландии и с восхищением наблюдали, как он отделяет старые подошвы, а затем пришивает новые», — рассказал он и добавил, что в британских традициях действительно сильны практики починки одежды и обуви. Тем не менее сейчас мода, с одной стороны, глобальна, а с другой — все больше интереса аудитории переходит на сторону небольших локальных марок и компаний. «Я думаю, что с экономической точки зрения у людей есть огромные возможности для создания небольших предприятий, занимающихся ремонтом, обслуживанием и повторным использованием одежды», — считает Чарльз.
Эта точка зрения отнюдь не беспочвенна. Согласно отчету, подготовленному ориентированной на устойчивое развитие моды организацией ThredUp, рынок вторичной одежды в США вырастет до $64 миллиардов к 2024 году (в 2019-м он составлял $28 миллиардов) — поскольку одежды в мире попросту становится слишком много, интерес аудитории смещается от просто потребления новых вещей к предметам с историей. Отсюда берут корни такие тенденции, как апсайклинг, интерес к винтажной одежде и красивому старению вещей, которые были в центре внимания модной индустрии в 2020 году. Для тех, кто носит вещи, все более важной становится эмоциональная связь с ними. И едва ли по силе выстраивания этой эмоциональной связи что-то может сравниться с продлением жизни любимых вещей через ремонт и починку.
Где можно починить одежду и обувь в Москве
Дом быта «Умелые руки» функционирует как ателье и оказывает услуги по ремонту ювелирных изделий, часов, сумок и даже изготовлению ключей, совсем как настоящий советский дом быта, только переосмысленный на современный лад.
Baden — ателье премиум-класса с высокими ценами на услуги, но готовое взяться за самые сложные работы и деликатные изделия, от чистки и реставрации царапин до перекраски экзотической кожи.
«Мастерские Стоева» ремонтируют одежду, аксессуары и обувь (и даже мягкие игрушки!) с повреждениями любой сложности по вполне демократичным ценам, могут радикально перекрасить ткань или даже изменить форму сумки.