Знаковые образы, календарь Pirelli и оммажи дизайнеров: как Патти Смит повлияла на моду
Дружба с Робертом Мэпплторпом
С фотографом Робертом Мэпплторпом Патти Смит познакомилась вскоре после того, как переехала в Нью-Йорк в 1967 году и начала работать в книжном магазине Strand and Scribner’s. У них начались отношения, которые во многом повлияли на обоих в творческом плане. Смит стала частью нью-йоркской богемной среды, Мэпплторп сделал немало ее снимков, многие из которых стали культовыми. Одну из самых известных работ — обложку альбома Horses 1975 года — можно считать главным портретом певицы, в том числе и в модном плане: образ с белой рубашкой, пиджаком на плече и черной лентой на шее до сих пор вдохновляет дизайнеров.
Культовые образы
Патти Смит всегда любила моду, но за трендами не гналась, предпочитая строить свой стиль вокруг элементов, которые нравились лично ей. Она заимствовала идеи из любимых фильмов, в чем-то подражая Одри Хепберн, где-то добавляла аллюзии на Оскара Уайльда и портреты XVIII века, смешивала это с принятыми в рок-н-ролльной среде субкультурными атрибутами — именно так сложился ее персональный гардероб. Основная черта ее стиля — любовь к мужской одежде — появилась еще в подростковом возрасте как противодействие консервативным взглядам матери (та считала, что девушкам пристало одеваться исключительно в платья и юбки, а вовсе не в бесформенные футболки), а в итоге определила Патти Смит как икону гендерно-нейтральной моды.
Работа с Анн Демельмейстер
Дизайнер Анн Демельмейстер — участница знаменитой «антверпенской шестерки» и одна из основоположниц бельгийской моды — в возрасте 16 лет так впечатлилась пластинкой Horses и портретом Патти Смит с черной лентой на обложке, что положила этот черно-белый образ в основу своих первых коллекций, а потом и всей эстетики Ann Demeulemeester. Неудивительно, что впоследствии Анн и Патти познакомились и подружились. Смит поучаствовала в показе Ann Demeulemeester осень–зима 2006 в качестве модели, а потом написала трогательное вступление для большой монографии дизайнера, которая вышла в 2014 году. Там она рассказала историю знакомства: однажды, в непростой период жизни, Патти Смит получила посылку из Антверпена, перевязанную знакомой черной лентой, — внутри лежали три белые рубашки, точь-в-точь как любимые вещи певицы, и этот ненавязчивый, но искренний жест признания тронул ее до глубины души.
Съемка для календаря Pirelli
В 2016 году знаменитый календарь Pirelli снимала Энни Лейбовиц. Женщина-фотограф решила также снять женщин — не фигуристых красоток, которых привыкла видеть широкая публика, а сильных, талантливых, разных — тех, кто повлиял на современный мировой культурный ландшафт. Среди ее икон времени оказались Эми Шумер, Йоко Оно, Наталья Водянова, Серена Уильямс и, конечно же, Патти Смит. Певица позировала в своем характерном образе: с полурасстегнутой незаправленной рубашкой, в жилетке и грубых ботинках, с копной растрепанных волос — настоящая крестная мать панк-рока.
Оммажи от дизайнеров
Модные дизайнеры не раз воспевали Патти Смит в своих работах — кто-то опосредованно, кто-то напрямую. Так, влияние ее образов можно уловить в рекламной кампании Balenciaga весна–лето 2012 и во многих съемках Saint Laurent — и времен Эди Слимана, и уже под руководством Энтони Ваккарелло. А Раф Симонс вместо интерпретации пошел ва-банк и напечатал портреты Смит работы Мэпплторпа на мужских вещах в коллекции Raf Simons весна–лето 2017 — свитерах, топах, больших белых рубашках, — потому что гендерная нейтральность работает и в обратную сторону тоже.