С фотографом Робертом Мэпплторпом Патти Смит познакомилась вскоре после того, как переехала в Нью-Йорк в 1967 году и начала работать в книжном магазине Strand and Scribner’s. У них начались отношения, которые во многом повлияли на обоих в творческом плане. Смит стала частью нью-йоркской богемной среды, Мэпплторп сделал немало ее снимков, многие из которых стали культовыми. Одну из самых известных работ — обложку альбома Horses 1975 года — можно считать главным портретом певицы, в том числе и в модном плане: образ с белой рубашкой, пиджаком на плече и черной лентой на шее до сих пор вдохновляет дизайнеров.
Знаковые образы, календарь Pirelli и оммажи дизайнеров: как Патти Смит повлияла на моду

Дружба с Робертом Мэпплторпом

Культовые образы
Патти Смит всегда любила моду, но за трендами не гналась, предпочитая строить свой стиль вокруг элементов, которые нравились лично ей. Она заимствовала идеи из любимых фильмов, в чем-то подражая Одри Хепберн, где-то добавляла аллюзии на Оскара Уайльда и портреты XVIII века, смешивала это с принятыми в рок-н-ролльной среде субкультурными атрибутами — именно так сложился ее персональный гардероб. Основная черта ее стиля — любовь к мужской одежде — появилась еще в подростковом возрасте как противодействие консервативным взглядам матери (та считала, что девушкам пристало одеваться исключительно в платья и юбки, а вовсе не в бесформенные футболки), а в итоге определила Патти Смит как икону гендерно-нейтральной моды.

Работа с Анн Демельмейстер
Дизайнер Анн Демельмейстер — участница знаменитой «антверпенской шестерки» и одна из основоположниц бельгийской моды — в возрасте 16 лет так впечатлилась пластинкой Horses и портретом Патти Смит с черной лентой на обложке, что положила этот черно-белый образ в основу своих первых коллекций, а потом и всей эстетики Ann Demeulemeester. Неудивительно, что впоследствии Анн и Патти познакомились и подружились. Смит поучаствовала в показе Ann Demeulemeester осень–зима 2006 в качестве модели, а потом написала трогательное вступление для большой монографии дизайнера, которая вышла в 2014 году. Там она рассказала историю знакомства: однажды, в непростой период жизни, Патти Смит получила посылку из Антверпена, перевязанную знакомой черной лентой, — внутри лежали три белые рубашки, точь-в-точь как любимые вещи певицы, и этот ненавязчивый, но искренний жест признания тронул ее до глубины души.

Съемка для календаря Pirelli
В 2016 году знаменитый календарь Pirelli снимала Энни Лейбовиц. Женщина-фотограф решила также снять женщин — не фигуристых красоток, которых привыкла видеть широкая публика, а сильных, талантливых, разных — тех, кто повлиял на современный мировой культурный ландшафт. Среди ее икон времени оказались Эми Шумер, Йоко Оно, Наталья Водянова, Серена Уильямс и, конечно же, Патти Смит. Певица позировала в своем характерном образе: с полурасстегнутой незаправленной рубашкой, в жилетке и грубых ботинках, с копной растрепанных волос — настоящая крестная мать панк-рока.

Оммажи от дизайнеров
Модные дизайнеры не раз воспевали Патти Смит в своих работах — кто-то опосредованно, кто-то напрямую. Так, влияние ее образов можно уловить в рекламной кампании Balenciaga весна–лето 2012 и во многих съемках Saint Laurent — и времен Эди Слимана, и уже под руководством Энтони Ваккарелло. А Раф Симонс вместо интерпретации пошел ва-банк и напечатал портреты Смит работы Мэпплторпа на мужских вещах в коллекции Raf Simons весна–лето 2017 — свитерах, топах, больших белых рубашках, — потому что гендерная нейтральность работает и в обратную сторону тоже.
