Как Джейн Фонда стала воплощением сексуальности и модным примером на несколько десятилетий
Карьера Джейн Фонды не сразу получилась удачной: после учебы в нью-йоркской Актерской студии она работала моделью, играла в театре, но кинорежиссеры не видели в ней актерского таланта и брали на роли только из-за привлекательной внешности.
Фонда снялась в нескольких фильмах в начале шестидесятых, но они не имели широкого успеха. Ей навязывали амплуа хорошенькой девушки, но актрисе хотелось реализоваться в более серьезных картинах, поэтому спустя несколько лет Джейн Фонда переехала во Францию в поисках творческой независимости. Там она познакомилась с режиссером Роже Вадимом, который вскоре стал ее мужем.
Вадим уговорил Фонду сняться в главной роли своего фильма «Барбарелла» — приключенческой фантастики с эротическим уклоном по мотивам популярных комиксов Жана-Клода Фореста: это история о космической посланнице Барбарелле, которая останавливает зло в галактике силой любви. Сниматься в картине из-за откровенного содержания отказались Софи Лорен и Брижит Бардо, да и Фонда решилась на главную роль не сразу — режиссеру пришлось значительно уменьшить количество спорных сцен, а костюмы и декорации сделал намеренно утрированными. Тем не менее, фильм получился весьма эффектным в визуальном плане.
Над костюмами к «Барбарелле» поработал Пако Рабанн — дизайнер, известный в первую очередь за свой новаторский футуризм в моде шестидесятых и платья-кольчуги, выглядевшие не как доспехи, а остающиеся в терминах понятной сексуальности. Все свои лучшие идеи он и привнес в гардероб персонажа Джейн Фонды: актриса появлялась в кадре в металлизированных бикини, радикальных мини-платьях в сочетании с ботфортами на каблуках, космических купальниках-боди.
Фильм, хоть и получил клеймо «глупой» и «веселой» фантастики, в моде произвел фурор, а Джейн Фонда не раз позировала для журнальных обложек в образе Барбареллы (одна из самых известных — съемка для журнала Life в марте 1968, номер вышел почти сразу после премьеры фильма). Вообще картина получилась идеальным воплощением духа конца шестидесятых — времени бурной сексуальной революции, свободолюбивых настроений и тяги к футуризму, а Фонда стала одним из его символов.
В конце шестидесятых и начале и середине семидесятых вышло несколько фильмов с участием Джейн Фонды, где актриса доказала и коллегам по цеху, и всему миру, что она — не только красивое лицо и фигура, а харизматиная актриса, способная сыграть самые разные роли. Среди самых известных картин — «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?», «Джулия» и «Босиком по парку», а за главную роль в неонуаре «Клют» актриса получила «Оскар» и «Золотой глобус». При этом ничего не мешало Фонде выглядеть в кадре превосходно.
В восьмидесятых мир узнал Джейн Фонду с другой стороны — как популярного тренера аэробики. Ее видеоуроки стали феноменом своего времени: актриса вывела простые занятия гимнастикой в ранг сначала национального, а потом фактически всемирного увлечения. Записи тренировок выпускались миллионами копий, и к занятиям аэробикой присоединялись и другие знаменитости — например, Шер и Снди Кроуфорд. Удобные боди, мягкие гетры, повязки на голову стали сначала трендом, а потом и вовсе одним из главных модных атрибутов своего времени.
В последнее время актриса сосредоточилась на активистской деятельности (да такой, что ее иногда арестовывают на климатических забастовках), занимается благотворительностью и выпускает бодрый мерч, чтобы помочь пострадавшим от пандемии. В этом удивительная особенность Джейн Фонды — у нее всегда получалось соответствовать времени и быть актуальным примером для подражания — и в шестидесятые, и в восьмидесятые, и сейчас.