Старый — значит надежный: почему некоторые вещи с годами становятся только красивее и как они стали модными
Этой безумной осенью в рунете много шума наделали джинсы Gucci с искусственно созданными пятнами от травы — итальянский бренд предлагал купить их за почти 60 тысяч рублей. Ситуация, конечно, забавная, но симптоматичная. Если присмотреться к мужским подиумным коллекциям нового сезона, можно увидеть множество подобных примеров: запыленную рабочую униформу, вытертые джинсы, линялые плащи — то есть вещи, которые как будто бы не только что вышли из-под руки дизайнера, а носились годами. Такие приемы есть в коллекциях Loewe, Burberry, Balmain, Ermenegildo Zegna и не только. Эффект поношенности и старины вещей привлекает и дизайнеров и покупателей — и неспроста становится всепроникающим модным трендом.
Небольшие нишевые марки пошли еще дальше — они предлагают покупателям специальные технологии, чтобы не «создавать состаренный эффект», а давать ему возможность образоваться самостоятельно. Например, у марки Huckberry есть уже ставшая культовой модель «куртка дальнобойщика», которую шьют из плотного хлопка и пропитывают воском. Эта технология не новая, так с рабочими куртками поступали еще в начале XX века, чтобы придать им износостойкость и влагозащитные свойства. Технология эффективная и, в отличие от современных влагозащитных пропиток, дает интересный эффект: материал со временем приобретает заломы и потертости, которые не влияют на свойства вещи, но придают ей поношенный вид. И дизайнеры намеренно идут на это, поскольку нацеливаются на персонализацию: процесс носки делает их вещь уникальной для каждого владельца.
Красиво «стареет» не только вощеный хлопок, но и, например, деним и плотная кожа. Культовые джинсы исторических марок неспроста ценятся с годами все больше, и именно их все чаще начинают приобретать в винтажных магазинах: добротный деним «садится» на носителя постепенно, адаптируется под человека, со временем приобретает «нужный» вид.
Есть и другие примеры вещей, которые выпускаются с расчетом на то, что их будут носить годами и со временем они будут меняться. Недавняя коллаборация марки Patagonia с ранчо Wild Idea в Южной Дакоте — один из них: ботинки из кожи бизона, которые Patagonia выпустили совместно с ранчо, предусматривают замену подошвы, ведь она может износиться раньше самих ботинок. При этом кожу для них обрабатывают натуральными дубильными веществами, и поэтому со временем цвет будет благородно вытираться.
За вещами, которые долго носят, всегда стоит история, и в этом их обаяние: в процессе носки одежда приобретает не только следы времени, но и эмоциональные привязки. Тенденцию можно проследить еще и в том, как часто знаменитости и другие публичные люди надевают (и акцентируют внимание на этом) вещи, которые уже носили ранее. В бесспорные лидеры тут вырывается британская королевская семья, известная своей бережливостью: можно вспомнить и винтажное свадебное платье принцессы Беатрис, и костюм принца Чарльза родом из 1984 года. «Я из тех людей, которые скорее починят предмет одежды или обуви, чем выбросят его», — сказал принц Чарльз о своем костюме, обозначив важность бережного и осознанного подхода к гардеробу.
Модные бренды работают с винтажными вещами и перешивают их в новые, потому что это гарантирует уникальность и живую историю, стоящую за изделием. Старые ткани со следами времени — это одновременно историческая ценность и забота о правильном использовании ресурсов. «Я считаю, что рынок одежды настолько перенасыщен, что делать одежду ради одежды глупо. Поэтому мне хочется создавать одежду-историю, вещи, которые хочется рассматривать, выворачивать, наслаждаться. Я использую сорочки без пуговиц, сохраняю прорехи на винтажных полотнах. Каждый человек вправе сам додумать историю, придумать свое посвящение», — говорит дизайнер марки ODOR Никита Калмыков, который строит свою эстетику вокруг винтажных и даже антикварных тканей. А креативный директор Diesel Licenses и руководитель экологичного направления бренда Андреа Россо сказал о коллекции Diesel, сшитой из хранившихся на складе старых вещей бренда: «Когда ты снова начинаешь этим пользоваться, оно становится новым. Не важно, сколько вещи лет, она все равно может быть новой».
Получается, что у тренда на «старину» в одежде есть один основной корень — это отказ от быстрой моды в пользу осознанного потребления и выбора качественных вещей. Патина, потертости, заломы, «шрамы» на вещах — показатель их долговечности и качества, гарантия, что они служат верой и правдой не первый год и готовы послужить еще.