«Одеваться надо по велению души»: основатель Paul Smith сэр Пол Смит — о мужской классике, изменениях в индустрии моды и честности
Вы много работали и продолжаете работать с классикой мужского гардероба. Что, по-вашему, может сделать классику современной и актуальной?
Да, мы давно делаем классические вещи и много внимания уделяем тейлорингу. Теперь многие люди работают из дома, им не нужен костюм — они предпочитают худи и свитшоты. Но я помню, как музей Виктории и Альберта в Лондоне взял в качестве экспоната костюм Paul Smith из коллекции 1982 года — это был темно-синий костюм с широкими плечами — и выставил его в комплекте с белой футболкой и теннисными туфлями. Сейчас такое сочетание привычно, а в 1982-м было довольно необычным. В этом, я думаю, и кроется ответ на ваш вопрос — именно способ сочетания вещей делает их современными.
Важно то, как вы носите костюм, чтобы раскрыть ваш характер: если вы художник, то, возможно, наденете классический пиджак вместе с футболкой, джинсами и кроссовками, а в бизнес-среде актуальным будет более традиционное сочетание. Сейчас пиджак можно носить и с худи, огромными штанами, затянутыми ремнем на талии, толстыми вязаными носками и классическими туфлями — строгих правил больше нет. Мы продаемся в 73 странах по всему миру: во Франции наши костюмы могут носить в более традиционном ключе, а в Бельгии или Германии — более необычно. Это все история про личность носящего.
Что вы думаете о гендере в моде? Становится ли мода агендерной или до сих пор вещи можно разделять на «мужские» и «женские»?
Сейчас у моего бренда есть и мужская, и женская линии, но начинал я с мужской одежды. И тогда многие девушки все равно покупали мужские рубашки, мужской трикотаж и другие вещи. Годами девушки носят толстовки и джинсы своих бойфрендов. Дизайнеры вроде Мартина Маржелы делают вещи без гендерной привязки, другие все равно разделяют вещи на мужские и женские — но это не останавливает покупателей.
Мне нравится, когда женщины носят мужские вещи. Я также вовсе не против того, чтобы мужчины носили женские, но им в этом плане сложнее — попросту из-за того, что женские вещи, как правило, меньше по размеру, гораздо меньшему количеству мужчин на земле они подойдут. И, честно говоря, в основном мужская одежда удобнее.
Аззедин Алайя делал очень узкие платья, сидящие по фигуре, а Comme des Garçons и Йоджи Ямамото играют с объемами. Одежда должна быть такой, чтобы подходить вашему телу, вашему образу жизни. К сожалению, сейчас нас отовсюду донимает реклама, изображения диктуют нам, как одеваться и что покупать. В этом очень много фальши, а мне нравится естественность: вам следует покупать и носить то, что вам хочется.
Да, из-за объема входящей информации сложно понять, чего хочется на самом деле.
Именно! Мы все время с телефоном — фейсбук (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), твиттер, инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)... Думаю, вы со мной согласитесь: проблема нашего времени — переизбыток информации. Ненавижу эту информационную бомбардировку. Я люблю книги, люблю комнатные растения — нам всем нужно немного природы вокруг — и стараюсь создать вокруг себя пространство, в котором можно быть честным по отношению к себе.
Как, по-вашему, сейчас меняется мужская мода? И как она изменилась за 50 лет вашей работы?
Очень изменилась, особенно в ходе моей карьеры. 50 лет назад мужчины не очень-то думали о моде. Они просто одевались в серые костюмы. Потом постепенно — через журналы вроде Esquire и GQ, через социальные медиа — мужчины стали более осознанными в плане внешнего вида. Сейчас ему уделяется гораздо больше внимания, и речь не только об одежде: часы, очки, прически, косметика — все очень сильно изменилось.
Сейчас у нас есть быстрая мода — Zara, H&M, COS, — а еще онлайн-шопинг, которые поменяли правила игры. Теперь люди могут покупать модные вещи, даже если живут далеко от крупных городов. И, наверно, самая большая перемена и в мужской, и в женской моде — это новые ткани, современные технологии обработки, ветро- и влагозащитные пропитки. Текстильные технологии колоссально шагнули вперед за последнее время: раньше у нас были хлопок, шерсть, шелк и лен, а теперь множество смесовых материалов и умных решений.
Вам эти перемены нравятся?
Мне нравится, что люди становятся более расслабленными. Но хочется, чтобы нас меньше давили соцсети и реклама. Хотелось бы одеваться так, как чувствуешь, а не так, как тебе говорят. Так что не уверен, что мне нравятся все современные изменения в мире моды.
Когда я начинал работать, профессия дизайнера подразумевала, что у вас есть идеи в голове и в сердце. Мы создавали вещи и надеялись, что они понравятся людям. А сейчас в моде много маркетинга, рекламы, финансов — она стала совсем другой по сравнению с тем, что было раньше. Совсем. Раньше в моей работе было больше радости и страсти к моде. Но что тут скажешь, это современный мир.
Что, по-вашему, входит в идеальную базу мужского гардероба?
Сложный вопрос: все зависит от вашей работы, бюджета, стиля жизни. Очевидно, что если вы все время работаете из дома, то вам нужны свитшот и тренировочные штаны — то есть простые вещи. Кому-то вроде меня нужен костюм хорошего качества и достойная верхняя одежда. Если у вас небольшой бюджет, то лучше всего строить его на нескольких качественных вещах — блейзере, куртке, классических джинсах, — которые вы сможете носить лет десять. Мне нравится идея иметь такой костяк и добавлять туда более простые вещи вроде футболок и рубашек.
А какой у вас базовый гардероб?
Он может показаться скучным, но я люблю костюмы. Мой костюм мне кажется очень практичным — он мягкий, удобный, у него предусмотрены карманы внутри и снаружи, я всегда помню про карманы при создании костюмов — для ключей, очков и не только. В общем, я считаю костюмы самой удобной одеждой, особенно костюмы Paul Smith. (Смеется.)
Как нынешняя ситуация с пандемией и экономическим кризисом повлияла на ваш бренд и на модную индустрию в целом?
Дизайнеры сейчас говорят о том, что будут делать коллекции меньше. Кто-то отказывается от модных показов в пользу небольших презентаций. Кто-то хочет отойти от четырех коллекций в год и делать только две сезонные. Крупные компании, например Giorgio Armani, говорят о том, чтобы перестраивать схему поставок под сезон. Знаете, сумасшедшие американцы поставляют зимние пальто в магазины еще в июне-июле. А сейчас в моде идет речь о том, чтобы приурочить модные сезоны к актуальной погоде.
Что касается моего бренда, мы делаем коллекции меньше, они будут более сфокусированными. Мы пока не уверены, устроим ли показ в Париже на предстоящей неделе моды или нет, — в настоящий момент планировать невозможно, ситуация очень нестабильная.
Что вы думаете про рост продаж комфортной спортивной и домашней одежды, который сейчас происходит? На ваш бренд это влияет?
Тут есть два аспекта. Во-первых, еще до пандемии началась популярность спортивной одежды. Я сам очень много вдохновлялся эстетикой спорта, и хотя Paul Smith знаменит костюмами, спортивная линия у нас тоже есть — так что на нас нынешний перекос не очень сказывается.
Второй момент: из-за локдауна многие люди остаются дома и им приходится носить удобную домашнюю одежду, именно поэтому происходит рост спроса. Но в итоге, когда мир вернется в норму, люди начнут наслаждаться вещами, которые им нравились раньше, — ходить в приятные рестораны, путешествовать, а еще наряжаться. Сейчас мы не наряжаемся, рестораны и бары закрыты, но когда все вернется на круги своя, нам снова захочется быть красивыми.
Наряжаться — это потребность?
Есть кое-что, что люди во мне не всегда понимают: мне действительно все равно, как они одеваются, носят ли вещи Paul Smith, предпочитают кэжуал или формальный стиль. Грустно, когда у людей есть возможность одеваться для самовыражения, но у них остается много неуверенности насчет внешнего вида. Окружение диктует им, как надо, и они идут на поводу не у своего мнения. А одеваться надо по велению души. Не знаю, остались ли сейчас те, кто достаточно смел для этого.
Сейчас еще одно важное направление в моде — устойчивое развитие. Что вы думаете насчет него?
О, это очень важная тема. Мы в Paul Smith стараемся его придерживаться: 85% футболок и трикотажа делаем из органического хлопка, используем переработанные материалы, вся наша упаковка перерабатываемая, электричество во всех британских магазинах и штаб-квартире поступает от ветровых электростанций. Мы изо всех сил стараемся быть как можно более экологичными. Но вы же понимаете, непросто быть хорошими на сто процентов, ведь надо думать и о бизнесе. Да и всегда можно найти к чему придраться: в конце концов, мы используем корабли и самолеты для доставки товаров. Сам я, правда, вожу электрокар.
А каким вы видите будущее модной индустрии?
Почти невозможно ответить на этот вопрос! Лично я очень надеюсь, что бренды вроде Paul Smith ждет хорошее будущее, потому что мы все еще независимый бренд, а еще потому, что кое-кто по имени Пол Смит каждый день усердно трудится. Я прихожу в офис в 6 утра каждый день, работаю, занимаюсь со студентами. Недавно я запустил Paul Smith’s Foundation — платформу, где творческие молодые люди могут задавать вопросы о карьере и работе в моде, мне кажется, это отличная идея.
Будущее моды проанализировать трудно, но мне хочется надеяться, что молодое поколение будет больше выбирать сердцем и что им понравится одежда Paul Smith — потому что это не чисто коммерческая история, а что-то тоже идущее от сердца. Я понимаю финансовую составляющую индустрии, но надеюсь, что в будущем в моде будет больше честности.