От портупеи для шпаги до модного аксессуара: краткая история подтяжек в мужской моде
Подтяжки, возможно, не всегда служили для удерживания брюк на положенном им месте.
По одной из версий, предмет, похожий на современные подтяжки, появился во Франции во времена правления короля Людовика XIV, то есть в XVII веке, — это была разновидность портупеи, которая крепилась к брюкам и не давала шпаге мешать при ходьбе. Поскольку шпагу носил каждый уважающий себя дворянин, можно судить и о популярности аксессуара. Другие протоподтяжки — лямки, которые имелись у традиционного баварского костюма — коротких кожаных шорт, называемых «ледерхозе» (буквальный перевод немецкого слова Lederhose — «кожаные штаны»). Баварские шорты, вошедшие в обиход в XVIII веке, оставались неизменными на протяжении последующих столетий.
Одни историки моды говорят о том, что именно во Франции подтяжки стали активно использовать для того, чтобы удерживать брюки на месте: во времена Великой французской революции бедные слои населения не могли позволить себе кожаные ремни и использовали подтяжки, которые можно было соорудить из подручных материалов.
Вторая версия менее спекулятивна и более предметна: британский предприниматель Альберт Торстон в 1820 году изготовил и начал продавать в своем магазине в Лондоне подтяжки, уже вполне похожие на современные — у них были кожаные петли, которые надевались на пуговицы на внутренней или внешней стороне брюк. Историческая марка Albert Thurston существует до сих пор и выпускает подтяжки на заказ.
Изначально подтяжки делали из шерсти, а конструкция напоминала букву H и не регулировалась по длине. Создание регулируемого по длине ремешка приписывают Марку Твену. А в 1894 году американский бизнесмен Дэвид Рот изобрел и запатентовал новый вид крепления — так называемые крокодильчики, которые заменили пуговицы и сделали подтяжки еще удобнее. К началу XX века без этого аксессуара уже, пожалуй, не обходился ни один мужской гардероб.
Подтяжки носили молодежь и старики, рабочие и бизнесмены — вплоть до середины XX века альтернатив им особо не было: брюки требовали поддержки в силу своей портновской конструкции. Ремни в широкий обиход вошли уже после Второй мировой войны — гражданское население стало перенимать их из военной формы, одновременно с этим и популярность подтяжек пошла на спад, ведь они требовали куда большей возни, чем простой длинный кусок кожи с пряжкой.
Новый пик интереса к подтяжкам случился в семидесятых годах. Тогда их начали носить на сцене рок-звезды — Фредди Меркьюри, Дэвид Боуи и не только, в подтяжках щеголяли герои «Заводного апельсина» Стэнли Кубрика. Аксессуар полюбили представители разных субкультур: теперь молодежь носила подтяжки не ради функциональности, а для красоты. Подтяжки стали широкими, яркими и выделяющимися — не в пример прототипам, которые изначально вообще считались нижним бельем, и демонстрировать их на публике было непристойно.
Сейчас подтяжки по-прежнему играют скорее декоративную роль, чем практическую: все же в модной индустрии давно используются эластичные ткани, которые позволяют штанам хорошо сидеть и не спадать, да и мужская мода не сводится к брючным костюмам. Тем не менее подтяжки могут стать акцентным аксессуаром и украшением образа (с равным успехом как формального, так и более расслабленного), как, например, и запонки — рубашки с пуговицами на манжетах практичнее, но и не такие красивые.