Снова в деле: как оборки вернулись и утвердились в мужской моде
Не первый сезон мы говорим о том, что гендерные нормы в моде стираются и разделение одежды и ее элементов на «мужское» и «женское» становится все более и более условным. В случае такого декоративного приема, как оборки, эта ситуация немного иная: возможно, мы привыкли к ним как к «женскому» атрибуту, но исторически они таковыми не были.
Оборки широко вошли в арсенал портных еще в Испании в XVI веке. Изначально ткань собиралась на манжетах и вороте просто потому, что туда вставляли шнурки, чтобы плотнее затянуть и зафиксировать рубаху, — уже после этого этот прием подхватили как украшение. Одежду с оборками носили мужчины и женщины: в Англии эпохи Елизаветы I оборки были в костюме и самой королевы, и Уильяма Шекспира, и вообще всех, кто мог позволить себе использовать в своей одежде немного лишней ткани. Так продолжалось в течение последующих нескольких столетий.
Только к XX веку мужская мода стала более лаконичной, преимущественно оставив декоративность женской. Именно за этот период длиной меньше ста лет оборки стали ассоциироваться с «немужественностью», а если и присутствовали в мужской одежде, то только в качестве элемента костюма для торжеств и особых случаев.
Тем не менее в последнее время оборки начинают возвращаться в мужские модные коллекции. Большая заслуга в этом, как и в случае трансгрессии многих других приемов из области «женской» моды в «мужскую», принадлежит Алессандро Микеле: креативный директор Gucci с самого начала взял курс на обилие декоративных элементов в своих коллекциях и сделал такую избыточность узнаваемым почерком. Оборки появились на вещах итальянского бренда наравне с бантами, блестками, пайетками и стразами.
Апофеозом стал бал института костюма Met Gala в 2019 году, когда сам Микеле был соучредителем мероприятия и пришел в роскошном розовом блестящем костюме в крупных оборках. Гарри Стайлз — амбассадор Gucci — выбрал прозрачную черную рубашку с жабо и манжетами.
Творчество Микеле может выглядеть красивым для подиума, но не очень приспособленным для реальной жизни, однако оно проложило дорогу тренду: другие дизайнеры взяли оборки на вооружение, но сделали их более сдержанными, аккуратными и носибельными.
Так, Вирджил Абло добавил их на рубашки и пиджаки в осенне-зимней мужской коллекции Louis Vuitton. Оборки появились и в привычных для них местах — на манжетах и у ворота, — а еще перекочевали на плечи, талию и рукава.
Миучча Прада в мужской коллекции Prada поступила еще скромнее: рубашки были украшены манишкой с несколькими рядами коротких оборок. Деликатные оборки появились и на манжетах, но со стороны рукава — если носить рубашку под пиджаком, то их и не видно. Сшитые не из шелка или органзы, как у Gucci, а из плотного монохромного хлопка, такие рубашки могут быть частью повседневного гардероба, но и для умеренно-торжественного образа подойдут идеально.
Оборки есть в недавних мужских коллекциях Alexander McQueen и Loewe, а в своей совместной коллекции с Moncler дизайнер Джонатан Андерсон добавил их даже на теплые стеганые шорты. Получается, что можно говорить об оборках не только вне контекста гендера, но и вне сезонов (все же обычно их приписывали к теплому сезону) — то есть как об универсальной декоративной детали, способной украсить любой предмет одежды. К тому же, как мы видим, весьма модной детали.