Стыдное удовольствие: как резиновые клоги из «уродливых» становятся модными
Как бы вы ни относились к кроксам, сложно отрицать, что в последнее время к бренду Crocs приковано немало внимания. Так, буквально на днях акции компании выросли сразу на 11% после того, как Джастин Бибер анонсировал сотрудничество с Crocs — хотя никаких подробностей о коллаборации до сих пор нет. А вышедшая в конце сентября пара, созданная совместно с музыкантом Bad Bunny, была распродана в течение нескольких часов. Сложно сказать, сыграла ли тут роль популярность рэпера или то, что светящиеся украшения-джиббитсы идеальны для предстоящих вечеринок в честь Хеллоуина, но факт остается: резиновые тапочки, еще недавно считавшиеся уделом пенсионеров и дачников, становятся все популярнее.
Откуда идут корни этого тренда? Бренд Crocs, основанный в 2002 году, с самого начала специализировался именно на сабо анатомической формы из легкого пенистого полимера Croslite (в 2004 году эту технологию запатентовали, но в 2017-м срок патента истек, и теперь Crocs не имеют уникальных прав на нее). Обувь предназначалась для любителей водного спорта: тапочки с ребристой подошвой не скользили по палубе, не тонули, обеспечивали комфорт босым ногам. Тем не менее они быстро нашли признание другой аудитории: их полюбили врачи и соцработники в больницах, садоводы и пенсионеры — кроксы легко надевать, и в них не устают ноги. Но специфический внешний вид обеспечил обуви репутацию самых что ни на есть ugly shoes. Кроксы были очень «народными», но ни капельки не модными.
Все стало меняться с приходом тренда на «уродливую» обувь в середине 2010-х. Еще Демна Гвасалия экспериментировал с пропорциями ботинок и сапог для Vetements в своих первых коллекциях в 2014-2015 годах, странные и нестандартные экземпляры выводил на подиум Кристофер Кейн. Он же взялся и за кроксы: в коллекции Cristopher Kane весна–лето 2017 появились именно они — мраморные и с украшениями-джиббитсами, имитирующими крупные кристаллы. Это была первая крупная коллаборация Crocs с модным брендом — но не последняя. В следующем весенне-летнем сезоне за кроксы взялись Balenciaga: сабо получили очень высокую платформу. Несмотря на шутки в соцсетях и высокую цену (пара стоила €850), их раскупили еще до официального выхода в продажу.
После этого Crocs поняли, что секрет успеха — в коллаборациях. Бренд начал сотрудничать с другими марками, дизайнерами и знаменитостями. Например, у Crocs вышли успешные совместные пары с уличными марками Alife, Chinatown Market, Beams и Pleasures, с группой Kiss, с рэпером Post Malone (как и в случае с Bad Bunny, желтая пара была распродана почти моментально). Японская марка Hender Scheme выпустила свою интерпретацию кроксов из премиальной кожи — уже не резиновые тапочки, но форма та же. Сейчас многие из этих совместных пар, вышедших в 2018-2019 годах, можно найти на ресейл-платформах за несколько сотен долларов — по большому счету это коллекционные экземпляры.
Но тренд не был бы трендом, если бы у него не было своей аудитории. Тут полный порядок: резиновые клоги действительно любимы публикой, в том числе звездной. Кроксы носит Шайя ЛаБаф и Джастин Бибер (да, его коллаборация с брендом не случайность, а результат долгой и, очевидно, взаимной любви), а актер Николас Браун даже надел их на недавнюю красную дорожку «Эмми» — пусть она и проходила в «домашнем» формате, но в наши дни инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), пожалуй, более значимое пространство, чем официальные фотоотчеты с мероприятий. Это только верхушка айсберга: за последние пару лет кроксы примерили Кейт Миддлтон (на пару с сыном — принцем Джорджем), Джек Николсон, Джаред Лето и многочисленные инфлюенсеры и герои стритстайл-хроник.
Канье Уэст не остался в стороне от всеобщей страсти к резиновым тапочкам и решил выпустить свою версию, да еще и делать ее не из привычных полимеров, а из пеноматериала на основе водорослей. Клоги Yeezy Foam Runner вызвали волну шуток в соцсетях, одни пользователи называли их «максимально уродливыми», другие восхищались и обещали купить пару только для того, чтобы бесить окружающих своим внешним видом.
Лавры Crocs не давали покоя не только Канье Уэсту: буквально на днях adidas выпустили собственную (но очень похожую на исходник) версию резиновых сабо. Перфорированные резиновые клоги с подвижным задником можно найти и у марки спортивной и аутдор-обуви Merrell. Похожую по силуэту обувь показали на недавних шоу Molly Goddard и Hermès (но там они были все же ближе к просто минималистичным кожаным клогам).
Страсти модной публики к «уродливым», но таким удобным резиновым тапочкам можно дать довольно простое объяснение. В нынешнее нестабильное время комфорт в одежде выходит на первое место: людям больше не хочется идти на компромиссы и носить неудобное в угоду внешнему виду, а с с другой стороны, хочется выглядеть чуть менее серьезно, ведь серьезности в мире и так хватает. И ортопедические резиновые тапочки, напоминающие веселый детский конструктор, получаются идеальным сочетанием этих качеств: в них одинаково удобно выскочить за продуктами в ближайший супермаркет и отправиться на вечеринку, ведь они будут выглядеть одинаково нелепо в любом сочетании (но нелепо — не значит плохо!). В конце концов, кроксы — излюбленная обувь врачей, медсестер и других сотрудников здравоохранения, а именно они — главные герои 2020 года.