«Японские джунгли» в Париже: что нужно знать об основателе Kenzo дизайнере Кензо Такаде
Кензо Такада пошел учиться дизайну в Bunka Fashion College — и стал одним из первых студентов-мужчин: традиционно в престижную модную школу Токио шли учиться только девушки. Он поступил туда в 1958 году вопреки уговорам родителей (отец — владелец чайного домика — хотел для сына более респектабельную и «нормальную» профессию литератора, и Кензо даже начал учебу по этой специальности, но ограничился одним семестром), а в 1965-м, после окончания учебы, отправился в Париж. При этом Такада почти не знал иностранных языков и не имел сбережений, так что ехал исключительно «наудачу» — и у него получилось.
Уже в 1969 году Кензо Такада открыл в Париже свой первый магазин. Он получил название Jungle Jap — то есть «Японские джунгли». Такада сам занимался оформлением пространства и расписал стены магазина тропическими мотивами, похожими на картины Анри Руссо. С тех пор в его коллекциях яркие тропические принты встречались очень часто, так же как и изображения тигров, которые впоследствии стали визитной карточкой Kenzo: сам Такада добавлял тигриные мотивы в коллекции еще в восьмидесятых, а в 2018 году Kenzo уже без участия своего основателя в партнерстве со Всемирным фондом дикой природы и художниками из Сингапура, Камбоджи и Малайзии выпустил коллекцию Rare Stripes, все средства от продажи которой передали в Фонд спасения тигров.
Другой важной темой творчества Кензо Такады было смешение культур. Он стал первым японским дизайнером, получившим широкую известность в Европе и Америке, в том числе за счет смелой работы с традиционными японскими кодами и переложением их на западный лад. «Когда я открывал свой магазин в Париже, то не видел смысла делать то же, что делали французские дизайнеры, да я и не мог. А то, что я мог, — это работать с собственными кодами, делать все по-своему, шить из тканей для кимоно и использовать японские референсы», — говорил потом Такада. Дизайнер не ограничивался Японией и заимствовал из других культур — в коллекциях Kenzo можно найти элементы перуанского народного костюма, африканские мотивы, индийские сари и тюрбаны и многое другое. Культурной апроприацией это назвать нельзя: Такада работал с референсами очень творчески, искренне и уважительно.
Сейчас зрелищные шоу вместо стандартных дефиле по подиуму публике уже привычны, но в семидесятых–восьмидесятых все было иначе. Их только-только начинали делать отдельные дизайнеры вроде Тьерри Мюглера и Жан-Поля Готье, и Кензо Такада также был одним из пионеров зрелищных показов. Например, В 1978-1979 годах шоу Kenzo проходили в цирковых шатрах, наравне с моделями там участвовали акробаты и циркачи, а сам дизайнер выезжал на поклон верхом на слоне. Да, на шоу можно было купить билет, как в настоящий цирк.
В своем именном бренде Кензо Такада работал вплоть до 1999 года (уже в 1993-м Kenzo приобрела компания LVMH, но Такада оставался на посту креативного директора), а после этого ушел из модной индустрии в смежную область — мебельный дизайн. Сам дизайнер назвал такой путь «естественным прогрессом»: работать в моде было слишком напряжно из-за ускоряющегося цикла и высокой нагрузки, а творческое самовыражение было необходимо. В 2005 году он запустил бренд Gokan Kobo, специализирующийся на интерьерных объектах, мебели и посуде, а сейчас вещи его дизайна можно найти у французского мебельного ретейлера Roche Bobois — это диваны и подушки с затейливыми узорами, такие же яркие, немного безумные, но очень самобытные, какой в свое время стала для мира моды и одежда Kenzo.