Историческая достоверность и детали со смыслом: как создавались костюмы в фильмах База Лурмана

У База Лурмана фильмография очень компактная, зато каждая картина в ней — как бережно ограненный драгоценный камень, собирающий мировые награды, высокие оценки критиков и любовь публики. Режиссер тщательно подходит ко всем аспектам создания фильма, в том числе и костюмам — рассказываем лучшие истории о работе над ними.
Историческая достоверность и детали со смыслом: как создавались костюмы в фильмах База Лурмана
Alamy/Legion Media

«Строго по правилам», 1992

«Строго по правилам» — дебютный фильм База Лурмана и первый в «Трилогии красного занавеса» (в которую вошли также «Ромео + Джульетта» и «Мулен Руж!»), трилогии не по смыслу или сюжету, а в стилистическом плане. Уже тогда Баз Лурман начал сотрудничество с художницей по костюмам Кэтрин Мартин, и впоследствии их совместная работа принесла дуэту четыре «Оскара» и пять премий BAFTA, то есть ту или иную награду за дизайн костюмов получил буквально каждый фильм режиссера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Романтическая музыкальная комедия «Строго по правилам» — это история о танцовщиках и борьбе за победу в танцевальном конкурсе, и, конечно, тут есть место сверкающим пышным бальным платьям, расшитым пайетками трико и другим сценическим вещам, так что костюмерам было где развернуться. Мартин создала серию очень разных и намеренно утрированных нарядов для каждого из героев: «Когда мы с Базом обсуждали философию костюмов в фильме, то пришли к пониманию, что это очень наглядный способ показать зрителям, кто есть кто из персонажей. На это работали и ткани, и детали. На сцене все элементы должны быть графически сильнее, чем в обычной жизни. Если описывать одним словом костюмы из "Строго по правилам", это слово будет "громкий".

«Строго по правилам», 1992
«Строго по правилам», 1992
Alamy/Legion Media

«Ромео + Джульетта», 1996

Второй фильм База Лурмана с молодым Леонардо ДиКаприо — самый культовый в карьере режиссера и, пожалуй, самый модный. Лурман перенес шекспировский сюжет в реалии девяностых, в костюмах героев, с одной стороны, очень точно отразив китчевость этого времени, а с другой, сделав их вневременными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При создании костюмов Лурман и Кэтрин Мартин отталкивались от того, чтобы придать им дополнительный символизм. Поэтому у представителей семейств Капулетти и Монтекки такой разный облик, несмотря на один и тот же социальный статус: первые носят черные брюки в обтяжку и кожаные жилеты D&G — диффузной и ныне закрытой линии Dolce & Gabbana; вторые же наряжаются в яркие гавайские рубашки Prada. К слову, именно с создания «Ромео + Джульетта» началась многолетняя дружба База Лурмана и Миуччи Прады, которая потом еще не раз сотрудничала с режиссером, а для этого фильма специально создала свадебный костюм Ромео.

«Ромео + Джульетта», 1996
«Ромео + Джульетта», 1996
Alamy/Legion Media

«Стиль Капулетти более декоративен, а Монтекки более практичны. Капулетти носят декоративные и дорогие предметы одежды, а пуленепробиваемые жилеты стали необходимыми аксессуарами. А бал, на котором Ромео и Джульетта знакомятся, своей вычурностью должен был подчеркнуть их простоту и искренность. Они оба аутсайдеры в необычайно высокомерном месте», — объясняет свои задумки художница по костюмам Ким Барретт, также работавшая над фильмом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Ромео + Джульетта», 1996
«Ромео + Джульетта», 1996
Alamy/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мулен Руж!», 2001

Как и «Строго по правилам», «Мулен Руж!» — история про сцену, а значит, и костюмы тут были созданы со сценическим размахом. Над нарядами для танцовщиц и гостей кабаре работали 80 костюмеров, всего было сшито более 300 костюмов. Как водится у База Лурмана, антураж должен был получиться одновременно и достоверным, и нарочито театрализованным, и создателям фильма это удалось на сто процентов. Исполнительница главной роли Николь Кидман даже получила перелом ребра, пытаясь потуже затянуть расшитый стразами корсет, в котором танцовщица Сатин появляется на сцене.

Отдельного внимания заслуживает не только гардероб Сатин, но и ее украшения: в съемках «Мулен Руж!» приняло участие самое дорогое ожерелье за всю историю кинематографа — сложная бриллиантовая вязь, которую австралийский ювелир Стефано Кантури создал на основе архивных эскизов начала XIX века, состояла из 1308 камней, весила полкило и стоила более миллиона долларов.

«Мулен Руж!» 2001
«Мулен Руж!», 2001
Alamy/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Австралия», 2008

В отличие от ярких театрализованных фильмов «Трилогии красного занавеса», «Австралия» — эпическая историческая драма, которая должна была максимально правдоподобно отразить время — предвоенный 1939 год в Австралии (поскольку Баз Лурман сам австралиец, то он подходил к делу на редкость дотошно).

«Австралии» досталась номинация на «Оскар» за лучший дизайн костюмов, и хотя саму статуэтку фильм не получил, костюмы там все равно выдающиеся. Для работы над ними Кэтрин Мартин провела долгое и кропотливое исследование, восстановив стиль эпохи по фотографиям из австралийских газет тридцатых и сороковых годов. Также она брала интервью у потомков скотоводов из Дарвина, чтобы выяснить подробности, не попадающие на фотографии, — например, «носил ли коренной скотовод носки под ботинки, когда ехал на лошади». Даже у парадоксальных на первый взгляд нарядов в фильме есть подоплека: «Баз очень интересовался этнической смешанностью в Дарвине — ведь город ближе к Азии, чем к Сиднею. Он рассудил очень логично — если бы вы потеряли всю свою одежду в дороге и вам нужно было сделать что-то за сутки в Дарвине, куда бы вы пошли? Там работали китайские портные», — рассказала Мартин об одном из платьев героини Николь Кидман — ципао с принтом из хризантем на органзе.

«Австралия», 2008
«Австралия», 2008
Alamy/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Великий Гэтсби», 2013

А вот «Великий Гэтсби» свой «Оскар» за костюмы таки получил (а еще один — за декорации) — и неспроста: художница по костюмам Кэтрин Мартин проделала колоссальную работу, воссоздав на экране одну из самых нарядных эпох — двадцатые, да еще и сама история подразумевала много внимания к внешнему виду героев.

Мартин предложила сотрудничество дизайнеру Миучче Праде, и в итоге специально для фильма было создано 40 нарядов ее авторства, а за референсы взяты архивные коллекции Prada. Секрет успеха был еще и в том, что Прада не копировала дизайн двадцатых, а переосмысливала его, оставляя силуэт и мотивы, на более современный, театрализованный и яркий лад. «Это реальность 1920-х годов, и я могу найти фото или модную иллюстрацию, которые могли бы подтвердить практически каждую вещь, которую мы выбрали для фильма. Но мы не снимали документальный фильм, а пытались выразить историю так, чтобы современность Фицджеральда могла выйти за границы экрана», — рассказывала Мартин. После фильма платьям из него посвятили не одну успешную выставку.

«Великий Гэтсби», 2013
«Великий Гэтсби», 2013
Alamy/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Платья Prada были не единственным дизайнерским эксклюзивом для фильма: над украшениями поработали Tiffany & Co., создав специальную коллекцию высокого ювелирного искусства. За мужские костюмы отвечал исторический бренд Brooks Brothers (между прочим, Фрэнсис Скотт Фицжеральд, автор «Великого Гэтсби», не раз упоминал бренд в своих произведениях), поставив для съемок около 1200 комплектов — их носили и главные герои, и массовка. Впоследствии Brooks Brothers выпустили коллекцию по мотивам фильма, которую уже мог купить любой желающий.

«Великий Гэтсби», 2013
«Великий Гэтсби», 2013
Alamy/Legion Media