Скандальные кампании и возрождение Gucci: что нужно знать о дизайнере Томе Форде
Как у многих именитых дизайнеров, у Тома Форда не совсем профильное образование: он учился в знаменитой школе Parsons, но исходно поступал на дизайн интерьеров и архитектуру. Свой последний год, впрочем, он посвятил изучению моды, но выпустился все равно как архитектор. Кстати, на своем первом месте работы Форд скрыл факт архитектурного образования, хотя устраивался всего лишь помощником в PR-отдел бренда Chloé. Дизайнерский путь он начал двумя годами позже, в 1988-м, в бренде Perry Ellis.
В 1990 году Том Форд был назначен дизайнером женской одежды Gucci. Это время было худшим для компании — дизайнерские просчеты и семейная вражда оборачивались для Gucci крупными финансовыми потерями. «Никто не мечтал носить Gucci», — говорила тогда креативный директор бренда Дан Мелло. Назначение малоизвестного американского дизайнера на пост в именитом итальянском доме выглядело рискованным, но Gucci было нечего терять. И Форд фактически спас компанию: под его началом у Gucci открылось второе дыхание, и когда в 1994-м он стал уже полноценным креативным директором, за первую половину 1995 года доходы компании увеличились на 87%, а к 2004-му, когда Форд покинул Gucci, стоимость компании оценивалась в $10 миллиардов.
В Gucci, а потом и в Yves Saint Laurent (компания Gucci приобрела французский бренд в 1999 году) Том Форд привнес свое видение сексуальности — резкое и провокационное. Под его креативным руководством у брендов выходили самые скандальные кампании, вызывавшие у публики восторг и возмущение: например, съемки Gucci показывали не столько одежду, сколько моменты страсти, а съемка для аромата Yves Saint Laurent Opium с обнаженной моделью, выпущенная в 2000 году, стала рекордсменом по количеству жалоб в Комиссию по рекламным стандартам Великобритании.
Собственный бренд Tom Ford дизайнер запустил только в 2006 году после ухода из Gucci (причиной стали разногласия с руководством компании) — и начал с мужской одежды, аксессуаров и парфюма (кампании которого, к слову, были такими же провокационными, как и съемки для подшефных Форду брендов ранее). Позже добавилась и женская линия — по утверждению дизайнера, это была одежда «для сильных женщин, умных и точно знающих собственный стиль». Наряды Tom Ford с тех пор носили Бейонсе, Мишель Обама (даже для такого важного случая, как прием в Букингемском дворце), Том Хэнкс, Уилл Смит и Хью Джекман, а еще Том Форд одевал Дэниела Крейга в фильмах о Джеймсе Бонде — «Квант милосердия», «Координаты "Скайфолл" и "Спектр".
Вообще Том Форд не только успешный дизайнер, но и успешный режиссер. В 2005 году, продолжая работать над запуском собственного бренда, он основал кинокомпанию Fade to Black. А в 2009 году состоялся его кинодебют «Одинокий мужчина», где Форд выступил и режиссером, и продюсером, и автором сценария, собрал немало наград, в числе которых BAFTA, Queer Lion и Гран-при Бельгийского кинофестиваля. Второй фильм — неонуарный триллер «Под покровом ночи» 2016 года — был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус».