Профессиональная провокация: самые скандальные кампании модных брендов
Calvin Klein
В 1980 году Calvin Klein выпустили рекламную кампанию своих джинсов, лицом которой стала Брук Шилдс. Выглядит вполне невинно, если не знать, что модель — несовершеннолетняя (Шилдс на тот момент было всего 15 лет), а слоган кампании звучит как «Хотите узнать, что находится между мной и моими джинсами? Ничего». Впрочем, на тот момент бренду никаких обвинений не предъявили, а с критикой Calvin Klein столкнулись позже — в 1995-м, когда в кампании нижнего белья снялись очень юно выглядящие, но все же совершеннолетние юноши.
Sisley
У бренда одежды Sisley провокационных кампаний было немало. Взять, к примеру, съемку 2001 года фотографа Терри Ричардсона, по задумке фотографа отражавшую «натуралистическое представление о жизни в сельской местности» (на деле это, конечно, прямая отсылка к сексу). В 2003-м Ричардсон снял для бренда кампанию, посвященную корриде, да так, что получил обвинение в призыве к сексуальному насилию. А из-за кампании Fashion Junkie, выпущенной в 2007-м, Sisley обвинили в пропаганде наркомании: на снимке две модели «нюхают» разложенную на столе белую майку.
Benetton
Занятный факт: брендом Sisley, о котором речь шла выше, владеет компания Benetton — полноправный лидер на поле скандальных кампаний. Benetton, в отличие от многих других брендов, отошли от правила sex sells и ставили в качестве рекламы провокационные снимки совсем другого толка — резкого, остросоциального, порой совсем неприглядного. Например, в 1992 году это было фото семьи умирающего от СПИДа, в 2000-м — портреты осужденных на смертную казнь, а в 2011-м — знаменитая кампания UnHate (по задумке пропагандирующая всеобщую любовь и примирение) с поцелуем папы римского Бенедикта XVI и имама Ахмада ат-Тайиба. Отличный пример того, как надо работать с провокацией.
Ароматы Yves Saint Laurent
Рекламная кампания аромата Opium, выпущенная в 2000 году, стала рекордсменом по количеству жалоб, поданных в комиссию по рекламным стандартам Великобритании: обнаженная модель Софи Даль на рекламном постере возмутила почти тысячу человек. Досталось и вышедшей в 2002 году съемке, посвященной мужскому аромату М7, с полностью обнаженным мужчиной — но на нее жалоб было всего около 700.
Gucci
Приснопамятные кампании духов Yves Saint Laurent были сняты с подачи Тома Форда — он тогда работал в Gucci Group, в которую с 1999 года входил легендарный французский модный дом. Будучи креативным директором Gucci, Форд привнес и свое понятие сексуальности. На рекламных кампаниях это тоже отразилось: так, к примеру, выглядела съемка 2003 года — одна из последних снятая под руководством Форда.
Tom Ford
После работы в Gucci Том Форд запустил именной бренд, в котором, конечно же, продолжил транслировать собственные идеи о неприкрытой сексуальности. Один из самых ярких примеров — кампания 2006 года, посвященная мужским духам Tom Ford For Men. Снимал все тот же скандально известный Терри Ричардсон — кажется, это тот случай, когда фотограф и дизайнер составили идеальную пару в плане взглядов на степень откровенности фотографий.
Miu Miu
Попасть в просак с рекламной съемкой умудрился и в благопристойный бренд Miu Miu. В 2011 году фотограф Брюс Вебер снял для Miu Miu юную модель Хейли Стайнфелд — ей тогда было всего 14, а на снимке она плакала и сидела на железнодорожных путях. Британская Комиссия по рекламным стандартам увидела в таком фото однозначную отсылку к проблеме суицида подростков и, как следствие, его романтизацию и пропаганду во всей кампании.
American Apparel
Бренд American Apparel всегда выступал за свободу и раскрепощение, и это отражалось в рекламных кампаниях, нередко отдававших налетом провокации, а порой и открыто ее декламировавших: гиперсексуализированные изображения юных моделей, надписи «Теперь открыто» рядом с девушкой с раздвинутыми ногами и еще множество похожих примеров. Увы, в процессе банкротства и закрытия бренда в 2017 году оказалось, что харассмент внутри компании был привычным делом, а основатель Дов Чарни был замешан в неоднократных случаях сексуальных домогательств.
Eckhaus Latta
В 2017 году, когда, казалось бы, откровенность должна была уже уйти из рекламных кампаний, бренд Eckhaus Latta выпустил съемку под названием Behind closed doors («За закрытыми дверями»). Некоторые посетители сайта бренда даже поначалу думали, что это атака хакеров, превратившая страницу в филиал порноресурса: модели были сняты непосредственно во время интимных ласк, хотя изображения и были несколько оцензурены крупными размытыми квадратами.