Стритвир с человеческим лицом: что нужно знать о Мэттью Уильямсе, основателе 1017 Alyx 9SM и новом креативном директоре Givenchy
Мэттью Уильямс — дизайнер-самоучка, у него нет специального дизайнерского образования, а за плечами — один семестр университета. Уильямс пробовал поступить в главную американскую модную школу — Parsons, но не вышло, поэтому все знания и умения по созданию одежды и ведению модного бизнеса он приобретал исключительно на практике, начиная с дизайна линии спортивных футболок и сценических костюмов для музыкантов и заканчивая работой над организацией мероприятий и продюсированием съемок под руководством знаменитого фотографа Ника Найта в его SHOWStudio.
Один из первых больших опытов в моде у Уильямса — сотрудничество с Леди Гагой в качестве стилиста и креативного руководителя ее творческой группы Haus of Gaga с 2008 по 2010 год. В это время дизайнер придумывал костюмы и реквизит для выступлений (например, светящийся посох Гаги, disco stick, — его задумка), идеи сценографии и клипов. Работа со световыми элементами вообще удавалась Уильямсу: еще до встречи с Леди Гагой он помогал с созданием концертных костюмов для Канье Уэста и приложил руку к светодиодному жилету, в котором рэпер выступал на церемонии «Грэмми» в 2008-м.
Собственную марку под названием Alyx Мэттью Уильямс запустил только в 2015 году, набравшись опыта не только в моде, но и в других смежных сферах. Уильямс сосредоточился именно на уличной одежде, поскольку, по его словам, «феномен стритвира дал возможность обрести уверенность в своих идеях». Предшествовали этому сотрудничества с такими значимыми фигурами на стритвир-сцене, как Вирджил Абло и Херон Престон, так что выбор направления Alyx едва ли можно назвать удивительным. Удивительным было другое: во-первых, Уильямс начал с женской одежды (мужская линия у Alyx появилась только в 2017-м), а во-вторых, сделал ее не подчеркнуто сексуальной и не холодно-минималистичной — это была городская униформа с нотками постапокалипсиса, которая так полюбилась многим в последнее время, а для 2015-го была еще совсем свежей.
Новый взгляд Мэттью Уильямса на женский стритвир принес ему номинацию на LVMH Prize в 2016 году и даже выход в финал. И хотя в тот год дизайнер уступил главный приз Грейс Уэльс Боннер, премия стала важным этапом в его карьере: Alyx полюбили байеры Colette, Opening Ceremony и Dover Street Market, а собственно LVMH взяли перспективного новичка на карандаш. Теперь мы видим, к чему это привело.
Тому, чтобы в работе люди были на первом плане, а одежда оставалась просто хорошим продуктом, Уильямс всегда уделял много внимания. И это не пустые слова: у Alyx — очень серьезный этический код. На сайте марки ему посвящен огромный раздел, где детально прописаны обязательства компании противостоять харассменту и любым видам дискриминации, соблюдать права сотрудников и обеспечивать здоровую рабочую среду.
В 2018 году бренд Уильямса официально сменил название на сложную комбинацию букв и цифр — 1017 Alyx 9SM. Но это не просто набор символов, а элемент сторителлинга и связи марки с реальными людьми и местами: это дата рождения Уильямса (17 октября) и аббревиатура адреса студии Alyx в Нью-Йорке на St. Mark’s Place. По мнению дизайнера, такой подход лучше отражает ценности бренда (как мы помним, личность для Уильямса имеет первостепенное значение): «Мода – это не просто создание одежды. Это способ взаимодействия с миром. И Alyx должен быть отображением того, что нам близко и во что мы верим». К слову, изначальное название Alyx тоже не просто красивое слово, а имя старшей дочери дизайнера.
Об успешности молодой марки Уильямса легко судить по многочисленным сотрудничествам с крупными брендами и ведущими ретейлерами. Так, Уильямс принял участие в проекте Moncler Genius, создал капсульную коллекцию с исторической маркой Mackintosh, разрабатывал кроссовки для Nike и Vans, поработал над эксклюзивными вещами для московского концепт-стора KM20 — и это далеко не полный список его успешных коллабораций. Возможно, это был один из плюсов в пользу дизайнера в глазах его новых работодателей: Ким Джонс (к слову, близкий друг Уильямса) вывел мужскую линию Dior на новый уровень в том числе благодаря коллаборациям с современными художниками, так и Мэттью Уильямс сможет сделать Givenchy более ярким и обсуждаемым — не только благодаря собственному таланту и видению, но и путем привлечения коллабоарторов, а с ними и новой аудитории.