Платья для плюшевого медведя и не только: 10 фактов о великом Жан-Поле Готье (и еще один)
Первая муза Жан-Поля Готье — его бабушка. В детстве будущий кутюрье проводил с ней много времени. По словам Готье, бабушка была исключительной личностью — медсестра по профессии, она умела делать массаж, давала косметологические консультации, а еще занималась гипнозом и гадала на картах. «Бабушка мне все разрешала. Благодаря ей я впервые увидел женское нижнее белье: она уходила из дома к своим пациенткам, а я начинал копаться в ее вещах и вот однажды нашел корсет. Я не знал, что это такое, но мне сразу понравилась эта вещь — она была лососевого цвета, странной формы и со шнурками... Ох, как же она мне понравилась! Бабушка не стала меня ругать, но объяснила, зачем нужен корсет, и поделилась секретом, как его надевать», — вспоминает дизайнер о своем первом важном модном впечатлении. Мы знаем, чем это обернулось: бельевая тема стала одной из знаковых линий в творчестве Готье.
Многие знают историю про плюшевого медведя по имени Нана, которого Готье пытался превратить в куклу, но на самом деле карьера игрушки на этом не закончилась. Дизайнер любит рассказывать, как в детстве мечтал о кукле, но получил в подарок плюшевого медвежонка. Находчивый мальчик сделал мишке макияж при помощи бабушкиной косметики, парик из ниток, а также картонный бра в виде конусов — именно он и стал прообразом знаменитого корсета, в котором Мадонна выступала во время своего мирового тура. Но медведь имел насыщенную жизнь и дальше: в интервью French Radio London Готье рассказал, что Нана переживал вместе с ним все значимые события. Так, когда в 1960 году бельгийский король Бодуэн женился на королеве Фабиоле, Готье сделал медвежонку платье, похожее на подвенечный наряд королевы, а в 1967-м Нана перенес пересадку сердца — вслед за первой в истории успешной операцией по пересадке человеческого сердца, проведенной доктором Кристианом Барнардом.
У Готье не было специального художественного образования. Он просто с детства любил рисовать, листал модные журналы и смотрел по телевизору показы и рекламу модных домов. В 17 лет он нарисовал эскизы своей первой коллекции и решился разослать их именитым парижским кутюрье. Затея обернулась успехом: в день своего 18-летия Готье получил приглашение на собеседование к Пьеру Кардену, который сразу взял талантливого юношу ассистентом.
Сейчас показы-перформансы — общее место, но Готье начал делать такие одним из первых. Его шоу резко отличались от выхолощенных дефиле, которые устраивали коллеги по цеху, и напоминали митинги, театральные представления и балы. Наработанный за годы материал в итоге лег в основу его спектакля Fashion Freak Show (название говорит само за себя). В 2019 году Готье принял решение уйти из высокой моды и свое прощальное шоу превратил в феерический 45-минутный перформанс с «похоронами» и «возрождением моды», танцами, песнями и знаковыми нарядами из разных коллекций, перемежающимися с носимыми скульптурами.
На подиуме для Готье не существовало гендерных норм и стандартов красоты. В 1985 году дизайнер впервые показал в мужской коллекции килты, чем вызвал настоящий взрыв в модном сообществе: общественность резко критиковала Готье за покушение на мужественность. Дизайнер только отмахнулся — мол, что это за мужественность, если ее можно пошатнуть куском ткани на бедрах? Точно так же вольно Жан-Поль Готье обращался и с общепринятыми модельными стандартами, выводя на подиум самых разных женщин — с татуировками и пирсингом, беременных, с «немодельной» фигурой и не только: «Меня привлекала красота, делающая людей уникальными и непохожими на других. Мне нужны были яркие, а не безликие модели. Меня всегда манила исключительность — наверно, потому, что я сам в своем роде исключение из правил».
Родители поддерживали дизайнера во всем — и в работе, и в личной жизни. Несмотря на то что они были из рабочего класса и выросли в консервативной Франции середины прошлого века, их не смутил жизненный выбор сына — развиваться как дизайнер одежды. Позже они так же спокойно восприняли каминг-аут Готье: «Помню, что однажды я посмотрел фильм "Угадай, кто придет к обеду?" — это история любви между темнокожим мужчиной и белой женщиной. Увидев это, я спросил своих родителей: "Если я приведу домой девушку, а она окажется темнокожей, что бы вы сказали?" "Если вы любите друг друга, — сказала моя мать, — то это будет прекрасно". И спустя годы, когда я сказал им, что я гей и у меня есть парень, они спросили: "Вы любите друг друга?" Я ответил: "Да", и они сказали: "Так это прекрасно".
Готье многое связывает с кинематографом: он создавал костюмы для фильмов, снимался сам. Среди самых знаменитых картин, к которым дизайнер приложил руку в качестве художника по костюмам, — «Пятый элемент» Люка Бессона, «Повар, вор, его жена и ее любовник» Питера Гринуэя, «Кика» Педро Альмодовара. Кроме того, у Готье есть шесть ролей в художественных фильмах и 48 камео, а в 2012 году он вошел в состав жюри Каннского кинофестиваля.
Кроме кино дизайнер выступал в роли телеведущего. В девяностых он вместе с французским актером и режиссером Антуаном де Коном вел шоу Eurotrash, и содержание телешоу вполне соответствовало названию: жесткая сатира, поющие чихуа-хуа и Готье в образе принцессы Дианы.
Жан-Поль Готье стал учителем Мартина Маржелы, хотя сам советовал молодому дизайнеру сразу запускать собственную марку. Готье познакомился с Маржелой на выпускном экзамене в Антверпенской академии в 1981 году: это был курс, на котором училась знаменитая «Антверпенская шестерка». Мартин, выпустившийся годом ранее, пришел поддержать друзей, а Готье входил в состав экзаменационной комиссии. «Как только мы встретились и я посмотрел его коллекцию, то сразу сказал, что ему вовсе не нужно нигде стажироваться и собственную марку можно запускать прямо сейчас. Но он ответил, что хочет работать у меня. В итоге он остался на три года и стал лучшим ассистентом, который у меня когда-либо был, и даже более того — моим другом. А когда он наконец решил открыть собственный бренд, я мог только пожелать ему удачи», — вспоминает Готье встречу со своим феноменальным учеником.
Готье не только работал на свой именной бренд, но и побывал в роли креативного директора Hermès, притом во французский модный дом он пришел в 2003 году — аккурат после того, как в течение шести лет им руководил Мартин Маржела. Готье создавал коллекции для Hermès до 2010 года.
Кажется, Жан-Поль Готье любит все проявления жизни, творчества, свободы и дурачества. А вот чего он не любит, так это праздновать день рождения. Вскоре после своего 60-летия он рассказывал: «День рождения — это просто символ. Ведь вы не меняетесь внезапно за один день — скорее, наблюдаете свою эволюцию за прошедшие годы. И когда мне исполнилось 60, я не изменился как по щелчку пальцев. Такое отношение с возрастом у меня получилось благодаря бабушке. Мне очень повезло, ведь она дала мне представление о том, что становиться старше — это что-то очень милое, это как рассказывать хорошие истории. С тех пор я думал, что возраст — это не так уж плохо. Но теперь, когда я начал чувствовать свой артрит во время танцев, я думаю "Ой-ей!»