Лицо как медиум: 10 художников, которые создают маски

Сейчас, говоря о масках, мы сразу думаем о медицинских или защитных и забываем о богатом культурном бэкграунде носимых на лице вещей. В разные времена маски служили ритуальными объектами, элементами театральных представлений, спутниками развлечений на костюмированных балах или просто предметами искусства — и по сей день продолжают вдохновлять художников, дизайнеров и скульпторов. Правила жизни рассказывает о 10 творцах, создающих маски, и о том, что они сами думают о своей работе.

Damselfrau

фото из открытых источников
фото из открытых источников
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Норвежская художница Магнхильд Кеннеди, более известная под псевдонимом Damselfrau, создает почти целиком закрывающие лицо маски из ткани, бусин, ниток, расшитые бисером и украшенные вышивкой, нередко дополненные платком, закрывающим голову и плечи. Часто это материалы с историей — кружева XIX века или украшения для волос японских гейш. Создавая маски, Кеннеди отталкивается от самих объектов и материалов, которые попали ей в руки. «Для меня маска — это объект, где разные элементы соединяются и становятся ситуацией. Моя работа — про это место-ситуацию, а не про маску как тему или категорию формы», — описывает она свое отношение к творчеству.

Шалва Никвашвили

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Художник с грузинскими корнями Шалва Никвашвили делает маски из всего. То есть буквально: в ход идут обрезки тканей и винтажные украшения, пластик и капроновые колготки, макароны и овощи, телефоны-раскладушки и окурки. Это не всегда выглядит эстетично, скорее провокативно, но у художника как раз нет задачи «украшать»: «За каждой маской — своя история, свое воспоминание. В процессе работы у меня возникает ощущение, что я будто бы помечаю воспоминание ярлыком и кладу его на нужную полку в музейном хранилище. Мои маски дают мне уверенность, что я могу поднимать любую тему, обращаясь к людям. Ведь, надевая маску, я как будто меняю свое лицо. Если человеку нельзя о чем-то говорить, то маске — можно», — говорит Шалва о своей работе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Джайм Дэвис

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Скульптор Джайм Дэвис ведет исследовательский проект про маски False Face, но и сам занимается созданием лицевых арт-объектов. Они отсылают к тотемным маскам разных народов, имитируя покрытые замысловатыми геометричными узорами головы животных, рогатых демонов и лесных духов. Самостоятельно работать с масками Дэвис начал после исследовательского фотопроекта: «Мой интерес начался с увлечения идеей трансформации. Я понял, что когда кто-то носит "фальшивое лицо" или необычный наряд, он двигается и ведет себя иначе. Я использовал эту странность в своих фотографиях. Когда мне надоели дешевые маски в стиле Хеллоуина, я решил создать свои собственные. Кажется, я затронул кое-что глубокое и очень универсальное в своем исследовании».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Judas Companion

Judas Companion
Judas Companion
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За псевдонимом Judas Companion стоит художница Джасмин Рейф, которая посвящает маскам изрядную часть своего творчества. Она работает в основном с одеждой, тканями и пряжей, которую ей жертвуют люди или же художница находит сама. «Когда я создаю объекты из мусора, я вижу в них драгоценности, которые глупые люди выбросили в погоне за сверхпотреблением. В этой гонке они теряют себя. А я не хочу терять себя», — рассказала Рейф. О том, почему она обратилась к теме масок, она сказала следующее: «Общество заставляет нас подавлять множество наших чувств. Некоторые из нас носят метафорическую маску каждый день, пряча под ней свои эмоции. Я же сделала фактическую маску из сапог своего бывшего. Когда я рассталась с бойфрендом, то, конечно, была сильно опечалена и захотела переосмыслить эти чувства — я использовала их в своей работе, как и его старые ковбойские сапоги».

Алиса Горшенина

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Молодая художница из Нижнего Тагила Алиса Горшенина работает с текстилем — она шьет, вышивает, набивает мягкие скульптуры — и посвящает свое творчество уральской мифологии и особому духу места. Созданные ею объекты не только маски, но им уделяется немало внимания: «Маски точнее всего работают в тандеме с человеком. Для меня они тесно связаны с детством, когда я жила в деревне: дети наряжались и ходили колядовать по домам на Рождество. Потом, когда я переехала в город и у меня были проблемы в школе, мне постоянно хотелось быть другим человеком, скрыть свое лицо. И когда я надевала маску, то чувствовала себя свободной. Маски — это мои лица, но при этом другие, отдельные существа».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полина Осипова

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Художница Полина Осипова родилась в Чувашии, но живет в Санкт-Петербурге. Она предпочитает работать с бусинами, кристаллами и жемчугом, создавая лицевые объекты, граничащие с ювелирными украшениями (и не только физические: Полина уже успела поработать с Gucci, придумав для модного бренда инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)-фильтр по мотивам своих творений). Создание таких украшений — дань чувашским корням: художница начинала с вышивки — традиционного ремесла, передававшегося из поколения в поколение, а потом раздвинула границы творчества. «Мое вдохновение приходит из детства. Летом я жила с бабушкой в деревне, и она рассказывала мне сказки перед сном. Они были так страшны, что я не могла заснуть до самого утра, когда она собиралась доить коров. Но я всегда была загипнотизирована символикой и мистикой историй и даже находила своего рода феминизм в русских сказках», — говорит она о своих референсах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Threadstories

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Ирландская художница, работающая под псевдонимом Threadstories, не раскрывает своего имени. Само название Thread stories — «истории из нитей» или «истории нитей» — очень точно описывает ее проект: это плетеные, вязаные и ворсистые маски и балаклавы из — да, нитей. Взяв за основу ремесло вязания крючком и плетения макраме, усвоенное от мамы и бабушки, художница приспособила их под свои творческие нужды, обратившись к маскам: «Маски не дают зрителю возможность узнать целиком историю о том, кто перед ним. Это эхо фальшивых личностей, которые мы показываем и видим каждый день онлайн. Маски — это мутации нашего личного и общественного "я".

Настя Пилепчук

фото из открытых источников
фото из открытых источников
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Настю Пилепчук сложно назвать только художницей — она фотографирует, ведет свое модельное агентство и интернет-издание и реализует себя как диджей в составе дуэта Maiden Obey, который, кстати, почти всегда выступает в костюмах и масках ее авторства. Маски стали для нее средой многогранного самовыражения: «При создании масок я черпаю вдохновение и из множества вещей — людей, природы, культур, настроений. Например, одна из моих масок похожа на капли водопада, другая выглядит как ледник, который я видела в Исландии, а третья изображает ощущения, которые у меня были в тот момент, когда я ее делала. Я никогда не знаю, как будет выглядеть следующая маска. Я просто беру материал, опираюсь на определенные эмоции или воспоминания и работаю, пока не пойму, что все закончено».

Венера Казарова

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Московская художница Венера Казарова использует маски как способ создания персонажей, конечный же продукт ее творчества — спектакли, перформансы и истории про этих мифических персон. Но сейчас маски обретают в глазах художницы новое значение: «Маски стали моим визуальным дневником. Они совершенно не функциональны. Я могу сделать маску из чего угодно, и я могу увидеть маску во всем. Хочу создавать в моем мире красоту и сказки, которых так не хватает в реальности. Я ощущаю мир вокруг себя как жестокий и иррациональный, и мои произведения — это то, чем я могу себя защитить».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Карина Шоштари

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Карина Шоштари — ювелир, и лицевым объектам в ее творчестве отведена важная роль. Шоштари работает с природными формами и материалами, которые находит вокруг себя, от перламутровых раковин до осколков штукатурки со стены, покрытой граффити (порой художница даже ворует материал для работы, добираясь до стен с молотком и стамеской под покровом ночи). История культурного наслоения, которую она изначально нашла в граффити, отражается в чешуеобразной текстуре создаваемых объектов: «У меня возникла идея, когда я смотрела старый фильм про Супермена. Там рассказывается о волшебных кристаллах, которые содержат все знания исчезнувшей планеты Криптон, как компьютерный чип. Я тоже стала создавать своеобразные кристаллы, которые хранят память обо всех исчезнувших надписях и картинах, появлявшихся на стене в течение многих лет».

Бонус: Fashion for bank robbers

фото из открытых источников
фото из открытых источников
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не все художники именно специализируются на масках, но делают такие объекты очень многие. Карина Шоштари, о которой сказано выше, ведет кураторский проект Fashion for bank robbers («Мода для грабителей банков»), в котором собирает такие работы — физические, цифровые, сделанные из драгоценных камней или картона, в виде фантазийных преображающих лицо макияжей или глухих шлемов.