Миллиардные убытки и неопределенность: как коронавирус повлиял на модную индустрию спустя два месяца
Эпидемия, вызванная штаммом вируса 2019-nCoV, вспыхнула в конце декабря в китайском Ухане. В Китае сосредоточены самые крупные производственные мощности текстильной промышленности, а китайская аудитория — чуть ли не треть всех потребителей модных товаров.
Еще месяц назад аналитики не спешили с однозначными и серьезными прогнозами, а модные бренды, хоть и закрывали магазины на территории Китая и сетовали на уменьшение потока китайских туристов в других странах, все же считали, что в продажах едва ли будет ощутимый спад. Но к марту 2020-го коронавирус внес свои коррективы.
Многомиллиардные убытки
Из-за распространения коронавируса во многих регионах Китая ввели карантин, людям запретили выходить из дома, а фабрики остановили работу. Эксперты сразу начали говорить о том, что это отразится на мировой экономике: в частности, модным брендам предрекали задержки поставок, ведь в Китае находятся текстильные фабрики, на которых размещают заказы десятки брендов, от H&M и Uniqlo до Calvin Klein и Tommy Hilfiger.
Прогнозы прогнозами, но уже сейчас влияние эпидемии подтверждается внушительными цифрами: согласно вышедшему на днях отчету ООН, мировая промышленность из-за приостановки работы фабрик в Китае и задержек поставок уже потеряла $50 миллиардов, из них $1,5 миллиарда приходится на текстильную промышленность. «Понятно, что глобальные последствия будут значительными, и даже если бы Covid-19 остался в Китае, чего не произошло, он все равно имел бы продолжительное воздействие на мировую экономику из-за влияния Китая на производственно-сбытовые цепи по всему миру», — сказала Памела Кок-Гамильтон, директор по международной торговле на Конференции ООН.
Из-за эпидемии брендам приходится закрывать свои магазины в Китае. Burberry закрыли в стране около трети всех своих торговых точек. Компания Capri, владеющая Michael Kors, Versace и Jimmy Choo, закрыла 150 из 225 магазинов в Китае и сообщает о потерях в $100 миллионов в связи с этим. Компания Tapestry (владелец Coach, Kate Spade и Stuart Weitzman) ожидает потери в $250 миллионов в этом квартале. Бренду Ralph Lauren также пришлось закрыть две трети китайских магазинов.
Впрочем, это только начало: модный рынок потеряет гораздо больше. Совместное исследование компаний Bernstein и Boston Consulting Group, для которого они опросили представителей люксовых брендов, показывает, что предполагаемые потери сектора премиальных товаров составят от €30 до €40 миллиардов — столько бренды недополучат из-за отсутствия спроса со стороны китайских покупателей. На это влияет и физическая недоступность товаров (китайцам запрещают выходить из дома и выезжать за границу, а в Европе именно туристы из Китая стали главными посетителями модных магазинов), и эмоциональное состояние потенциальных покупателей люкса — тревога из-за эпидемии негативно сказывается на желании приобрести новую сумку или пару обуви.
Отмены показов
Параллельно с развитием глобальной эпидемии в Нью-Йорке, Лондоне, Милане и Париже проходили недели моды. Запланированные заранее, эти ключевые события индустрии еще не успели ощутить на себе влияние коронавируса в полную силу. Впрочем, несмотря на инертность крупных модных брендов, некоторые успели среагировать: так, показ Giorgio Armani в Милане прошел за закрытыми дверями и без гостей — вместо личного посещения им предлагалось смотреть прямую трансляцию шоу. Этой мерой Джорджо Армани хотел не только поберечь здоровье модной публики, но и выразить солидарность с теми, кто уже заразился коронавирусом: Италия стала первой европейской страной, где распространилась инфекция.
Модные события, у организаторов которых было чуть больше времени для маневра, одно за другим стали отменять. Так, Prada решили перенести показ круизной коллекции, который должен был пройти в Токио 21 мая, — пока на неопределенный срок. Следом свое круизное шоу отменили и Gucci (оно должно было пройти 18 мая в Сан-Франциско), а Ralph Lauren отказались от проведения показа в Нью-Йорке, запланированного на апрель. Не состоится и круизный показ Versace в Америке, который был запланирован на 16 мая, а Chanel отменили майский показ коллекции Métiers d'Art в Пекине. Швейцарский часовой салон Baselworld отменил все презентации — впервые за 102 года. Все бренды единогласно сходятся в том, что сейчас такие массовые мероприятия с привлечением международной аудитории будут небезопасны как для гостей, так и для сотрудников.
Отменяются и целые недели моды. Так, из-за угрозы коронавируса не будут проводиться недели моды в Сеуле и Токио, а неделя моды в Шанхае пройдет в онлайн-формате: организаторы вместе с платформой Tmall планируют поддержать дизайнеров и обеспечить им мощный трафик посетителей. Хоть какие-то хорошие новости: если этот эксперимент окажется удачным, в дальнейшем онлайн-презентации будут проводить параллельно с физическими. Самой последней неделей моды, пострадавшей от коронавируса, стала Индийская: событие, запланированное в Дели на 11–15 марта, решили отменить в свете того, что число заразившихся Covid-19 в стране превысило 30 человек. Другие мероприятия, связанные с модой, тоже страдают: посвященный устойчивому развитию Саммит модной индустрии в Копенгагене, который должен был пройти 27 мая, из-за угрозы коронавируса перенесли на октябрь.
Российская неделя моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia, которая пройдет в Москве с 31 марта по 4 апреля, отменена не будет, но без дополнительных мер не обойдется. «В связи со вспышкой распространения коронавируса Covid-19 Неделя моды "Мерседес-Бенц" в России принимает дополнительные меры безопасности. На входе в Манеж будет установлена система дистанционного измерения температуры тела. Также будет увеличено количество бригад скорой медицинской помощи, дежурящих на мероприятии, и частота санитарной обработки», — сообщают организаторы. Информацию о мерах безопасности вместе с рекомендациями по профилактике инфекции опубликовали также на официальном сайте MBFW Russia.
Что дальше
Несмотря на убытки, отмены показов и то, что многим модным редакторам, вернувшимся с европейских недель моды, придется сидеть на карантине (это, между прочим, официальные предписания многих издательских домов: сотрудникам после командировок предстоит 2 недели работать из дома, чтобы убедиться в отсутствии заболевания, и такой участи не избежала даже главред американского Vogue Анна Винтур), не все модные бренды видят в эпидемии большую угрозу.
Кое-кто настроен и на более смелые шаги: например, Dolce & Gabbana спонсируют разработку вакцины против коронавируса и исследования иммунной системы, которые проводят в итальянском университете Humanitas University. А дизайнер из Китая придумал щит, который может защитить своего носителя от вируса.
Поскольку новости про Covid-19 становятся вирусными (простите за каламбур), соцсети не могут не реагировать на повестку. В TikTok распространяются как видео с официальными рекомендациями ВОЗ по профилактике инфекции, так и ироничные челленджи вроде #handwashingmove: пользователи обыгрывают рекомендацию чаще мыть руки в виде танца. И пусть это не имеет прямого отношения к модной индустрии, но так или иначе становится трендом, а любой тренд подхватывается и адаптируется модой. Поэтому стихийное обилие медицинских масок (как простых марлевых, так и дизайнерских, уже ставших аксессуаром, а не настоящей защитой от вирусов) на героях стритстайла и рост спроса на антисептики для рук — явления вовсе не удивительные.
Что произойдет дальше и как будет влиять коронавирус на модную индустрию, предсказать трудно — от этого воздерживаются даже те эксперты, которые осмеливались прогнозировать раньше. Ясно одно: это беспрецедентное явление не только принесет убытки и спад, но и позволит переосмыслить нынешние подходы к производству, ретейлу и каналам коммуникации. Ведь, как сказала о ситуации с коронавирусом Анна Винтур, «во время кризиса мы должны подумать о радикальном перезапуске».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: