«Это уже выглядит как сотрудничество высокого порядка»: модные журналисты — о присоединении Рафа Симонса к Prada
Приход Рафа Симонса в Prada — не только новая глава в карьере дизайнера, который после ухода из Calvin Klein даже задумывался о конце карьеры в моде, но и беспрецедентное событие для итальянского модного дома: до этого креативным руководством в Prada занималась исключительно семья Прада, да и парной дизайнерской работы там не было. Теперь Симонс будет поровну делить креативные обязанности с Миуччей Прадой — первую коллекцию под их совместным руководством мы увидим уже в сентябре.
Симонс и Прада давно знакомы, оба увлечены современным искусством и часто ссылаются на него в собственном творчестве — в том числе поэтому модные критики многого ждут от нового назначения Симонса. WWD называют союз Рафа и Миуччи не иначе как «новой power couple от моды», а критик Александр Фьюри говорит о нем как о «захватывающем, современном и большом»: «Это очень привлекательная идея, потому что работы каждого из них — и Миуччи Прады, и Рафа Симонса — сильны сами по себе. Они оба, конечно, являются одними из самых важных и влиятельных дизайнеров как в нынешней моде, так и в принципе в ее истории».
Мы расспросили российских модных журналистов о том, чего они ждут от прихода Рафа Симонса в Prada и что это значит для каждого из участников творческого тандема.
«Под объединение Рафа Симонса и Миуччи Прады можно подогнать разные конспирологические теории. Но мне тут хочется побыть романтиком и предположить, что они объединились, чтобы — сюрприз! — вместе работать, придумывать и развивать свои идеи. Сейчас в связи с новостью многие вспомнили гигантское двойное интервью Рафа и Миуччи из журнала System 2016 года, где оба предполагают, что было бы здорово поработать вместе. В частности, не один раз затрагивается тема творческих союзов и творческих партнеров. Надо признать, что придумывать что-то вместе, именно на равных, а не будучи главой команды, — довольно приятно. Остается надеяться, что хорошие идеи впоследствии положительно скажутся и на бизнесе».
«Люди в индустрии моды — критики, журналисты, хедхантеры, дизайнеры — любят убить время, фантазируя, какой креативный директор куда пойдет и где ему самое место. Я говорю не про обсуждение слухов и спекуляций, не про вечную карусель Гвасалий и Слиманов, а про чистые мечты о несбыточном. Например, о том, что вот старик Армани очнется и наймет Стефано Пилати — и бренд заживет новой жизнью. Но не судьба. В случае с Прадой и Рафом Симонсом как раз случился такой идеальный союз — дизайнеры давно дружат, оба горячо любят искусство, Раф постоянно носит одежду Prada — ну и так далее. С такими исходными данными могло бы и не случиться сенсации: это был не самый предсказуемый, но вполне понятный ход, тем более слухи, конечно же, просочились до релиза.
Однако тут есть что обсудить: мы привыкли к дизайнерским дуэтам, к коллаборациям, но не к тому, что один звездный дизайнер идет работать рука об руку с другим, еще и в бренд последнего, — на почти что равных правах. По крайней мере, официально. Это уже выглядит как сотрудничество высокого порядка, как история о дружбе двух талантов, как конец конкуренции всех со всеми и рождение новой волны креативности. Это действительно классный современный ход, однако за современность тут отвечает не столько дружба, сколько нужда. Prada уже несколько сезонов не показывает роста, ей нужен друг, которого отчаянно любят и критики, и молодежь. Раф вообще уникальный дизайнер: за эти ум, талант и очарование ему можно простить и сложности в Dior, и провал с Calvin Klein.
Для себя я сформулировала работу Симонса и Прады как two struggling designers decided to struggle together. Хотя мне не хочется верить в циничность такого союза — мол, скоро индустрия моды дойдет до полного кризиса идей и ради хоть каких-то продаж креативные директоры перенанимают друг друга. Пусть PraFda пока будет попыткой преодолеть капиталистическую машинерию умением делать дизайн, а там посмотрим».
«Что-то мне подсказывает, что это игра в ворота команды Prada. Понятно, что Прада, при всем уважении и любви, больше идеолог, а Раф — в первую очередь именно дизайнер. Понятно, что она немножко буксует, а он, несмотря на все свои относительные неудачи последних лет, уникального таланта дизайнер, который к тому же удивительным образом вот уже много лет остается кумиром столь разных аудиторий, что порой это абсолютно опрокидывает все привычные маркетинговые теории. Так что остается только надеяться, что его не постигнет разочарование».
Из телеграм-канала: «Почему-то не разделяю всеобщую (по крайней мере, если судить по моей Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)-ленте) радость от прихода Симонса в Prada. Нет, здорово, конечно, что Раф опять трудоустроился в большой бренд, а Миучча в его лице нашла союзника и, возможно, преемника. Но, как мне недавно сказал в беседе один дизайнер, "мода — это все-таки бизнес. Красивый, но бизнес". И вот как раз бизнес-сторону этого назначения я не понимаю.
Prada сейчас, мягко говоря, не на пике формы. Год назад мы уже касались этой темы, когда выяснилось, что даже спасительный на тот момент Китай марку не спасал. С тех пор ситуация не улучшилась. В январе BoF нарисовали инфографику, показавшую, что за последние пять лет Prada «обесценилась» (стоимость акций продолжает падать). И «антикризисные меры» (кроссовочная коллаборация со спортивным гигантом, запуск косметической линии) свидетельствуют о том, что управленцы никаких иллюзий касательно успехов бренда не питают и всеми силами пытаются выровнять курс.
А что Раф? Судя по последним опытам работы, на роль палочки-выручалочки бельгиец не тянет. Каким бы талантливым он ни был, как бы хорошо ни разбирался в искусстве, Симонс, кажется, не умеет то, что в сегодняшнем фэшн-климате должен делать успешный дизайнер (for better or worse, так сказать), — лепить горячие пирожки. Или, как подсказывает опыт Дэниэла Ли, хотя бы пельмени. Кляйновские коллекции Рафа чуть ли не целиком доживали до сейлов. Понятно, что там была большая проблема на уровне ЦА (в Prada такой, скорее всего, не возникнет), но факт есть факт: при Симонсе Calvin Klein потерпел вполне себе фиаско.
Но любовь слепа, а культ и вовсе непреложен. Иногда мне даже кажется, что фэшн-комьюнити живет в каком-то скроенном Рафом пузыре; вспомните все те же кляйновские годы: европейца осыпали наградами, пока вверенная ему американская марка критически теряла в весе.
А вообще, мы в той точке таймлайна, когда угадываешь не кто куда придет, а сколько там продержится. И паре Миуччи и Рафа я даю года три. И при этом страшно хочу ошибиться. Может быть, вопреки моим пессимизму и цинизму, у Прады и Симонса все-таки случится happily ever after и они зададут тон на интеллигентные союзы — те, которые заключаются по велению сердца, а не в попытке срубить с тинейджеров бабла».
«Как написала моя коллега Юля Выдолоб в своем телеграме, "наконец-то в моде происходит что-то интересное" — это очень точная фраза для описания моих эмоций по поводу назначения Рафа в Prada. Ну правда: в необходимость недель моды, кажется, не верят даже те, кто в них участвует, модным журналам приходится бороться за авторитет с 15-летними тиктокерами, модники выбирают себе вещи в клипах на YouTube, все поменялось и перемешалось. Окей, мы все уже поняли, что можно сделать коллекцию худи с надписями / очень маленьких сумок / очень больших клатчей-пельменей / кроссовок и бодро их продавать, так и что с того? Мода из ретранслятора дизайнерских идей превратилась в набор симпатичных вещей. Это очень удобно мне как потребителю, потому что красивых вещей и возможностей недорого купить их из-за превалирования предложения над спросом стало намного больше. Но за этим, к сожалению, очень скучно наблюдать. А когда людям очень долго скучно, со временем они перестанут покупать. Поэтому я вижу в союзе Миуччи и Рафа некую новую главу для моды в целом, и ей хочется дать шанс. Это просто очень современно — смотреть на сотрудничество как на партнерство равного с равным, мы видим такую модель не только в модной повестке сейчас.
Ну и, конечно, я думаю, что Prada сыграет на руку драматическая линия Симонса: один из талантливейших дизайнеров современности терпит поражение за поражением в схватке с денежной машиной. Может, ему просто был нужен друг? Если все получится, Prada получит такой мощный кинематографический PR-кейс, который будет не перебить ни одними, даже самыми модными кроссовками».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: