Виниловое кружево и винтаж: как работает художница по костюмам Сэнди Пауэлл, в 13-й раз номинированная на «Оскар»

На предстоящем «Оскаре» Сэнди Пауэлл будет бороться за статуэтку в категории «Лучшие костюмы». Работа для фильма «Ирландец» Мартина Скорсезе — ни много ни мало ее тринадцатая номинация, и три из них принесли ей статуэтки. Правила жизни собрал лучшие истории Пауэлл о закулисье киноиндустрии, вдохновении и изобретательности.
Виниловое кружево и винтаж: как работает художница по костюмам Сэнди Пауэлл, в 13-й раз номинированная на «Оскар»
Tribeca Productions

На прошедшую в начале февраля 2020 года церемонию вручения премии BAFTA Сэнди Пауэлл пришла в белом костюме и попросила знаменитых гостей поставить на нем свой автограф. В итоге пиджак и брюки оказались покрыты подписями Педро Альмодовара, Роберта Де Ниро, Хоакина Феникса, Скалетт Йоханссон, Рене Зеллвегер, Лоры Дерн и других светил Голливуда. Это не просто творческий жест — так Пауэлл решила спасти исторический коттедж своего друга, художника, режиссера и активиста Дерека Джармана, который сейчас находится под угрозой сноса, потому что о доме и саде больше некому заботиться: костюм с автографами она планирует продать на аукционе и выкупить коттедж на вырученные средства, а заодно привлечь внимание к кампании по спасению коттеджа и превращению его в музей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Педро Альмодовар подписывает костюм Сэнди Пауэлл
Педро Альмодовар подписывает костюм Сэнди Пауэлл
фото из открытых источников

В своей работе над костюмами к фильмам Пауэлл тоже придерживается принципа «все средства хороши». Чтобы создать нужную атмосферу и образы, при этом уложившись в сроки и бюджет, она идет на хитрые уловки, прочесывает секонд-хенды, ищет старые ткани и новые способы работы с ними. А еще не боится рассказывать о том, что стоит за эффектными сценами оскароносных фильмов. Вот лучшие из ее историй.

«Кэрол», 2015

«Действие разворачивается в 1952 году — это переходный период. Первые пару лет десятилетия всегда выглядят больше как предыдущее, поэтому тут мы видим скорее моду сороковых, чем пятидесятых, какой мы ее знаем. Тодд (Тодд Хейнс, режиссер фильма. — Правила жизни) очень тщательно подходил к исследованию эпохи: перед началом моей работы он дал мне толстенную книгу, полную фотографий тех лет, модных съемок и рекламы, — было с чего начать. Еще я изучила Vogue и Harper’s Bazaar именно за те месяцы 1952 года, которых касался сюжет. Оттуда я брала цвета и силуэты для нарядов Кэрол. А Тереза — гораздо более богемная, артистичная — выглядит как студентка, она одевается практично, поэтому я вдохновлялась скорее уличной фотохроникой тех лет».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Кэрол», 2015
«Кэрол», 2015

«Особое внимание мы уделили меху — он был модным в то время, его носили все, не только богатые. Но я хотела, чтобы Кэрол выделялась. В моем видении, это должен был быть светлый мех — не такой экстремальный, как белая шуба, но и не обычная коричневая норка, которую носили остальные. Я нашла шубу правильного цвета, но неправильного фасона: мне было важно, чтобы шуба была достаточно короткой и из-под нее был виден край юбки. Поэтому мы нашли меховщика в Нью-Йорке, который раскроил старые шубы и собрал из лоскутов новую, в тех пропорциях и цвете, которые мне были нужны. Винтажный мех нужно было "оживить", чтобы он расправился и был пушистым. Поскольку мы все делали в спешке, пришлось обрабатывать шубу электрическим током. Мех был настолько старый, что во время съемок шуба стала разваливаться. Один из костюмеров присматривал за Кейт (Кейт Бланшетт сыграла в фильме роль Кэрол. — Правила жизни) и во время перерывов пришивал отвалившиеся кусочки».

«Золушка», 2015

«Я часто покупаю костюмы для фильмов в винтажных магазинах, у перекупщиков или на аукционах. Но в случае с хрустальными туфельками для Золушки мои поиски не увенчались успехом, так что мне пришлось их создавать с нуля вместе с компанией Swarovski. На это ушло полгода: чтобы воплотить в жизнь наш замысел — создать настоящие туфли из хрусталя, — они изобрели новую технологию».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Золушка», 2015
«Золушка», 2015

«Конечно, костюмеры не постоянно присутствуют на съемочной площадке, но часто и мы становимся свидетелями забавных историй. Во время съемок "Золушки" рядом с Хеленой Бонэм Картер, исполнительницей роли Крестной, всегда находился очень красивый молодой художник по свету. Ему нужно было залезать к ней под юбку каждый день, чтобы подключить батарейку для светодиодных ламп, вшитых в ткань ее платья. Что ж, Хелена никогда не жаловалась! Кстати, каждый поход в туалет тоже был для нее, скажем так, веселым: костюм Хелены был настолько сложен, что ее ассистенту во время съемок приходилось подносить под юбки портативный туалет всякий раз, когда в этом была необходимость».

«Золушка», 2015
«Золушка», 2015
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мир, полный чудес», 2017

«Это было похоже на работу над двумя разными фильмами: одна сюжетная линия про семидесятые, другая — про двадцатые годы. Концептуально исследование и разработка костюмов была одинаковой, но в первом случае мне все нужно было сделать для цветной съемки, а во втором лента была черно-белой. Оказалось, что приемы, работающие в цвете, отнюдь не всегда сработают в черно-белом варианте. Для монохромной съемки мне нужно было больше обращаться к контрастным тонам, текстурам и узорам. Одежда, блестяще выглядящая на цветной пленке, в черно-белом режиме превращалась в блеклые оттенки серого — нужно было это учесть. Так что в цвете то, что снималось для черно-белых сцен, выглядело довольно странно: это были черно-белые вещи в сочетании, например, с красным и оранжевым».

«Мир, полный чудес», 2017
«Мир, полный чудес», 2017

«Фаворитка», 2018

«Обычно я трачу много времени на цвет. Я люблю цвет, но было приятно сделать что-то другое. Поскольку мы работали с черным, то мне пришлось пристальнее присмотреться к текстурам, а также к тому, что могло сиять. У нас были очень, очень ограничены средства и время, поэтому я никак не могла сделать костюмы такими, как того требовала историческая точность. Меня выручил рулон черного винила, который я нашла в дешевом магазине тканей. Он отлично подходил для резки лазером и нанесения на хлопок и другую ткань, поэтому каждый раз, когда вы видите в кадре черный узор, это тот винил — я скопировала узор с хлопковых лент, чтобы создать кружево. Думаю, эта находка и сформировала внешний вид всего двора».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Фаворитка», 2018
«Фаворитка», 2018

«Для мантии королевы я хотела придумать что-то, что выглядело бы как уютный кардиган или любимая пижама. Я нашла совершенно не соответствующую 1708 году ткань. Мантия двусторонняя: с внешней стороны бархат, с внутренней — покрывало, которое я купила на eBay. В Англии такие называют candlewick ("фитиль". — Правила жизни), скорее всего, это больше похоже на синель — у нее волнистая текстура с маленькими мягкими пучками хлопка. Стало быть, королева носила покрывало с eBay».

«Фаворитка», 2018
«Фаворитка», 2018

«У меня был ассистент, который ходил по комиссионным магазинам и скупал буквально каждую пару джинсов. Они все были разных оттенков, местами заношенные. Это отлично сработало для костюмов слуг».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Ирландец», 2019

«Большая часть действия происходит в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах. Мы должны были одевать героев, учитывая смену эпох — а это сложно, когда нужно показать плавный переход между декадами. У Роберта Де Ниро было 102 смены костюма. Мы провели 10 или 14 четырехчасовых примерок с ним. Некоторые костюмы мы купили или арендовали, другие создали сами — таких было около трети. А костюмы Джо Пески, Харви Кейтеля и Аль Пачино все были сделаны с нуля».

«Я стараюсь забирать один или два костюма после каждого фильма, над которым работаю. Нужно спрашивать разрешения, потому что технически это кража! У меня уже приличный архив, он очень помогает мне в работе, а теперь его часто просят для выставок. Так вот, у меня ничего не осталось со съемок "Ирландца", это позор. А вот у Роберта Де Ниро остаются все его костюмы — это прописано в каждом его контракте».

Источник: BFI

«Ирландец», 2019
«Ирландец», 2019

«Шорты! Я искала вещи настоящие, но цепляющие взгляд. Это показывает силу одежды: у меня была куча шорт и топов, и мы примеряли разные их комбинации, пока не нашли те шорты, которые были бы правдоподобны для персонажа. Работа актеров заключается не в том, чтобы классно выглядеть в съемочной одежде. Речь идет о том, чтобы сделать персонажей правдоподобными, о том, как оживить историю».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: