Марка, за которой стоит следить: винтажное кружево, прозрачные ткани и исторические размышления российской марки ODOR
Откуда взялась марка
Марка ODOR — тогда еще с названием Atelier Odor — появилась около четырех лет назад, но заговорили о ней только в прошлом году после недели моды в Тбилиси: дизайнер Никита Калмыков привез туда коллекцию, сшитую из антикварного кружева, которое в свое время плела его прабабушка. Такого подхода — штучного, ручного — Никита придерживается во всей своей работе: «Материалы важны: я использую винтажные ткани, фурнитуру, найденные в частных собраниях и барахолках по всему миру. Стараюсь, чтобы в результате не было случайных вещей и непродуманных деталей. Мимолетный психологический аффект постепенно обрастает деталями, продумываются техники и материалы, ассортимент».
Название марки тоже отсылает к чувственному опыту: ODOR — «запах, аромат» в переводе с английского. Первые коллекции марки действительно посвящались именно обонятельным переживаниям. «Запахи людей, которые меня окружали, сложились в единый образ. Получилась синестезия — соединение визуального и обоняния. Не обязательно быть парфюмером и тонко различать ноты, но запахи, которые мы чувствуем, рождают прочные ассоциации — с обстановкой, ситуацией или человеком», — рассказывал Никита о своей дипломной работе, но и сейчас ольфакторная составляющая играет в работе над коллекцией не последнюю роль.
Кто дизайнер
Никита Калмыков запустил свою марку после выпуска из РГУ имени Косыгина. Опыта он набирался параллельно с работой над коллекциями — стажировался в нескольких брендах в Петербурге, Москве и Берлине. Там же он полюбил барахолки и антикварные развалы — источник вдохновения для многих молодых европейских дизайнеров: «Бывая на блошиных рынках, я увидел, что огромное количество ручных работ, уникальных техник пропадают. Поэтому любовь к винтажным материалам дополнилась личной миссией по их спасению». Сейчас про устойчивое развитие в моде говорят буквально все, но Никита пошел по этому пути изначально: отказался от тиражности в пользу ручного труда, пренебрегает сезонными трендами и сосредоточился на старинных тканях, хотя и не полагается целиком на них, используя новые фабричные материалы как оформление для винтажных находок.
Проект Никиты — не только про старинные артефакты, но и про собственное понимание мужского и современной маскулинности. «Русское понимание мужественности означает следование огромному количеству стереотипов и клише. Невзрачная одежда, гомофобия, небрежность и халатность — в России это говорит о том, что вы настоящий мужчина. Для меня же настоящий мужчина — человек с абсолютной внутренней свободой, с открытой сексуальностью и нестереотипным мышлением. Я хочу показать разные мужественности», — рассказывал он в интервью журналу i-D.
Почему нам нравится эта марка
В современной моде на первый план все же выходит сторителлинг через предметы одежды, и с этой задачей создатель ODOR справляется мастерски: «Я считаю, что рынок одежды настолько перенасыщен, что делать одежду ради одежды глупо. Поэтому мне хочется создавать скорее арт-объекты, одежду-историю, вещи, которые хочется рассматривать, выворачивать, наслаждаться. Тело обладателя — всегда часть костюма, поэтому я использую много прозрачных тканей, сорочек без пуговиц, сохраняю прорехи на винтажных полотнах. Каждый человек вправе сам додумать историю, придумать свое посвящение». Деталей в вещах марки и впрямь немало. Например, Никита зашивает кусочки кружева между слоями органзы — как будто старинные фотографии хранятся под стеклом в музее, только этот «музей» можно носить на себе. Кружевная коллекция рассказывала про русский сельский быт, а самая новая, которую дизайнер показал на Mercedes-Benz Fashion Week в Москве, — повесть о Первой мировой войне.
По словам дизайнера, новая коллекция — история «о юных мальчиках, которые оказались в несвойственной молодости и беззаботности обстановке — на войне». Главным референсом стал фильм Питера Джексона «Они никогда не станут старше» — вручную раскрашенные документальные военные хроники. Отсюда в коллекции — сложные оттенки хаки, оверсайз-пальто и плащи — эдакие шинели, не рассчитанные на совсем юных новобранцев, нашитые на сорочки атласные муаровые ленты с брошами-орденами, но вместе с тем и кружево, спрятанное под наслоениями ткани, — отголосок домашнего детства.
Куда и как это носить
Как бы сложны ни были идеи, заложенные Никитой Калмыковым в коллекции ODOR, эти вещи не только арт-объекты — их можно носить. Да, пожалуй, на рубашку с длинными кружевными манжетами или пышным жабо или шорты из прозрачной органзы с ажурной вставкой спереди решатся только смелые (зато насколько это красиво!). Но у марки можно найти и более простые вещи, хотя по-прежнему сохраняющие «слоистую» эстетику ODOR: например, петчворк-футболки из продолговатых полос разных тканей и простые по крою широкие прямые брюки из атласа или плотного шелка.
Все это скорее одежда не на каждый день (хотя никто не запрещает носить прозрачные рубашки ежедневно — напомним, это один из основных трендов нового сезона в мужской моде). Но для вечернего выхода с «нарядным» дресс-кодом, открытия выставки или кинофестиваля вещи ODOR подойдут как нельзя лучше. К тому же полупрозрачные ткани, струящийся шелк и кружево можно и нужно интегрировать в многослойные образы: так, пиджак поверх рубашки с выпущенной наружу кружевной манжетой сделает сочетание одновременно более строгим, но в то же время эффектным.
Где это купить и сколько это стоит
Пока что ODOR не выпускает большие тиражи и большинство вещей существуют в единственном экземпляре (а некоторые даже не удастся повторить из-за использования винтажных тканей) — поэтому если понравилось что-то конкретное, то лучше не медлить. Цены на вещи ожидаемо не самые низкие: за кружевную рубашку придется отдать не менее 30 тысяч рублей. Купить вещи марки можно, напрямую оставив заявку на сайте марки, а также в шоуруме агентства NOB в Москве (Большая Лубянка, 24/15, стр. 3).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: