Шкурный интерес: почему натуральная кожа наносит ущерб экологии и какие есть альтернативы
Допустим, кожа — неэтичный материал. Но экологична ли она?
Натуральная кожа, пожалуй, самый древний материал, используемый человечеством для изготовления одежды и обуви: она вошла в обиход намного раньше любых тканей и оставалась с нами тысячелетиями. Но теперь, с многократным ростом объемов и скоростей производства модных товаров, встает вопрос: так ли кожа, ради добычи которой убивают животных, нужна индустрии? Главный аргумент в пользу кожи — из-за натурального происхождения ее считают экологичным материалом. Но в современном мире и это вызывает вопросы.
Основная кожа, которая идет на производство одежды, обуви и сумок, — коровья. Ради получения материала для товаров класса люкс животных выращивают специально, на изготовление более дешевых идут шкуры — побочный продукт мясной промышленности. С одной стороны, это экологически оправданное решение: отходы находят полезное применение. С другой, вся эта промышленность наносит ощутимый вред окружающей среде. Так, разведение коров и создание под них выпасов ответственны за 80 % вырубок леса в Южной Америке. Кожу, произведенную в этом регионе, закупают многие крупные бренды: только Бразилия в 2018 году экспортировала кожу на сумму $1,44 миллиарда. Из-за растущего спроса на модные товары фермеры вырубают все большие площади лесов под ранчо. Антропогенная деградация лесов стала одной из причин масштабных амазонских пожаров, полыхавших этим летом. Чтобы минимизировать ущерб, H&M тогда временно отказались от закупок бразильской кожи. «Запрет будет действовать до тех пор, пока не появятся надежные системы обеспечения безопасности, позволяющие убедиться, что кожа не наносит вреда окружающей среде в Амазонии», — сообщалось в заявлении компании.
К тому, что кожа может быть побочным продуктом животноводства и ее использование для изготовления вещей предотвращает попадание отбросов на свалки, стоит добавить, что это справедливо только для коровьей кожи: спрос на говядину превышает спрос на шкуры. А вот с телячьей кожей и кожей ягненка ситуация обратная: материал ценнее и более востребован, чем мясо. Многие премиальные бренды, например Hermès и Gucci, имеют собственные фермы, чтобы удовлетворить потребительский спрос на изделия из дорогой кожи. На производство мяса они вовсе не нацелены.
Так или иначе, животноводство — источник выделения 18 % парниковых газов на нашей планете, поэтому ради чего оно происходит — кожи или мяса — уже не так важно.
Добыча кожи — не единственная проблема: современные технологии выделки могу быть не менее опасными для природы и здоровья людей. В 2012 году организация Human Rights Watch провела расследование о работе кожевенных заводов в Бангладеш: эта область промышленности выпадала из-под государственного регулирования, и работникам без должных средств защиты приходилось иметь дело с кислотами и токсичными дубильными веществами, которые использовали для обработки кож. Законодательная регуляция коснулась этого вредного производства только в 2016 году, но не переломила ситуацию кардинально: кожевенные предприятия в округе Хазарибаг, Бангладеш, по-прежнему производят около 5,8 миллиона галлонов (22 000 кубометров) необработанных сточных вод в сутки. В них содержатся сульфат хрома (III), сульфат аммония и многие другие соли, серная кислота, поверхностно-активные и обезжиривающие вещества и многие другие химические соединения, которые в совокупности делают воду непригодной для использования и токсичной для водных экосистем.
Хром, широко используемый в современном дубильном процессе, может накапливаться в тканях организма и вызывать раздражение кожных покровов и дыхательных путей. Вещество не вымывается из материала до конца, поэтому с проблемами могут столкнуться и те, кто носит кожаную обувь из дешевого сырья, в обработке которого применялся хром. Некоторые модные бренды, например производитель обуви Vagabond, отказались от обработанной хромом кожи в своих изделиях: в качестве альтернативы используют растительные дубильные вещества.
Что не так с «экокожей»?
Все эти аргументы дают хороший толчок использованию заменителей кожи в модной индустрии. Рынок синтетической кожи, который сейчас оценивается в $25 миллиардов, по прогнозам, достигнет $45 миллиардов к 2025 году. Синтетическая кожа, она же экокожа или веганская кожа, она же широко известный в народе кожзам, — это несколько разных материалов, внешне и по некоторым свойствам напоминающих натуральную кожу. Самый широко распространенный из них — полиуретан (PU), сложный полимер, в основе которого лежат нефтепродукты, а получение подразумевает многоступенчатый химический процесс. Другими словами, это пластик.
Другой полимер, который также используется в модной индустрии как заменитель кожи, — поливинилхлорид (PVC). Он менее популярен, поскольку требует бережных условий эксплуатации и обладает низкой устойчивостью к ультрафиолету, но все же нередко встречается в изделиях для повседневной носки. И это опять же пластик — вещество, при создании которого используются ископаемые углеводороды, производство высвобождает парниковые газы, а последующее разложение в природе займет столетия. Модные товары ни из полиуретана, ни из поливинилхлорида сейчас не перерабатывают.
При эксплуатации изделий из синтетической кожи с ее поверхности в окружающую среду также попадает микропластик. На саммите G7, который прошел в конце августа, модные бренды впервые подняли эту проблему: оказалось, что около трети всего микропластика, найденного в океанических водах, получается при носке и стирке синтетической одежды и обуви. Микроскопические частицы пластика из воды попадают в организмы морских животных, а потом и в наши, где задерживаются. Последствия накопления микропластика в тканях еще мало изучены, но уже известно, что он может вызывать воспаления и фиброзы.
А есть по-настоящему экологичные альтернативы?
Получается, что и натуральная кожа, и ее синтетические аналоги негативно сказываются на окружающей среде. Плохая новость в том, что однозначного решения этой проблемы при нынешних объемах спроса на кожаные вещи не существует. Хорошая новость — все же решения постепенно разрабатываются.
Экологичным материалом, который по свойствам не уступает коже, является Piñatex, который еще иногда называют ананасовой кожей. Это материал, который производят из волокон ананасовых листьев: их сваливают вместе, как фетр, в результате получается кожеподобное полотно. Справедливости ради надо добавить, что потом его все же пропитывают нефтеполимером, но положительная сторона ананасовой кожи еще и в том, что на нее идет ботва с ананасовых ферм, которую иначе бы просто сожгли. На один квадратный метр требуется около 500 листьев. С пинатексом активно работают молодые марки, делающие упор на экологичность своего производства, — например, итальянская Adelaide C., британская Altiir и бельгийская Rombaut, но и крупные компании проявляют к разработке интерес: в недавней коллекции H&M Сonscious были вещи из пинатекса.
Другая альтернатива натуральной и синтетической коже — так называемая грибная кожа, Muskin (от mushroom — «гриб» и skin — «кожа»). Это материал на основе гриба, который выращивают на поверхности питательной среды. Получившуюся пленку снимают и высушивают: прочный и гибкий мицелий на вид и на ощупь почти не отличить от кожи.
Кожзаменителями на основе грибов занимаются сразу несколько стартапов: MycoWorks, Le Qara, Fungi Fashion. Последние два даже стали призерами премии Global Change Award, поддерживающей экологичные разработки в модной индустрии. Тем не менее на промышленный уровень ни одна из компаний пока не вышла. О причинах можно только догадываться, ведь, по утверждению создателей, выращивание грибной пленки на питательной среде малозатратно в плане ресурсов (гриб не привередлив к субстрату), а получившийся материал прочен, легко подлежит обработке и окраске и полностью биоразлагаемый. Дизайнер Rombaut Матс Ромбаут планировал использовать грибную кожу вместо Piñatex, но отказался от нее из-за того, что материал «находится на стадии разработки и не готов к выходу на рынок».
Кожеподобные материалы на основе микроорганизмов вроде дрожжей пробуют выращивать в лабораториях на питательных средах. Технология существует, но пока ее недостаточно для того, чтобы производить материал для массового пошива сумок и обуви. Поэтому лабораторная кожа, для которой не нужно убивать животных и которая не будет загрязнять окружающую среду микропластиком и отходами нефтепереработки, пока остается полуфантастическим будущим модной индустрии.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: