От красных дорожек до рок-сцены и обратно: история белого мужского костюма за последние 100 лет
На премьеру фильма Honey Boy в Лондоне актер Шайя ЛаБаф пришел в белом костюме Givenchy, чем вызвал большой ажиотаж. Главным поводом для обсуждения, правда, стали лоферы Gucci на небольшом каблуке, но хочется отметить, что и сам наряд выглядел весьма эффектно — почему-то мужчины нечасто решаются на total white.
Правила жизни решил проследить историю белого костюма в мужском гардеробе с начала XX столетия — и узнать, кто, когда и как его носил. Вдруг этот материал вдохновит и вас на эксперименты с этим непростым цветом.
Начало XX века: наряд выходного дня
В начале прошлого века, когда технологии создания одежды и ухода за ней были совсем не те, что сейчас, костюм из белой ткани становился вещью на выход, которую носили только на официальные мероприятия, праздники или фотосессии (тогда это было дело нечастое и торжественное). Писатель Марк Твен позирует именно в таком на архивной фотографии конца XIX — начала XX века.
О трудности ухода за светлой костюмной тканью можно судить по фильму 1951 года «Человек в белом костюме» — это комедийная драма Александра Маккендрика с Алеком Гиннессом в главной роли, рассказывающая про попытку создать ткань, которая никогда не пачкается и не изнашивается.
Впрочем, это не мешало белым костюмам становиться знаковой частью стиля известных мужчин. Журналист и прозаик Том Вулф сделал их своей визитной карточкой еще в шестидесятых и не изменял своему стилю до конца жизни: писатель запомнился современникам как тот самый мужчина в белом.
Конец 1960-х — начало 1970-х: звезды на сцене
В конце шестидесятых белый костюм выходит на большую музыкальную сцену — он стал чуть ли не униформой для большинства ярких музыкантов этого периода.
У короля рок-н-ролла Элвиса Пресли было бесчисленное множество вариаций такого костюма: с короткой курткой и клешами, с заклепками и стразами, с широкими поясами и цветными вставками. Если обратите внимание, по сей день большинство карнавальных костюмов «под Элвиса» — как раз белые. Но нам больше всего нравится менее растиражированный и очень элегантный классический белый костюм-двойка с двубортным пиджаком, в котором Элвис появился на концерте 1968 года. Такой выглядит актуально и сейчас.
В том же 1968-м Джон Леннон не только выступает в белых костюмах, но и открывает в одном из них выставку John's Joke Art (кстати, дополнив костюм кедами). Его партнерша Йоко Оно тоже была на мероприятии полностью в белом — и босиком.
Еще более знаменитый парный белый выход — свадьба Мика и Бьянки Джаггер в 1971 году. Костюм из жакета и юбки Yves Saint Laurent, который надела Бьянка, стал поворотным моментом в истории свадебных нарядов — он до сих пор лидирует в списках «лучших свадебных платьев знаменитостей», хотя, по сути, платья-то и не было: для своего времени выбор Бьянки стал очень смелым. Костюм Мика, конечно, был менее революционным, но тоже вошел в историю.
Элтон Джон — тоже любитель total white. Однако, поскольку без пайеток, вышивки и перьев своих нарядов он не мыслит, белый костюм в его прочтении — уже не просто пиджак и брюки. Костюм с перьями на плечах, который музыкант надел на выступление в 1973 году, стал знаковым — он, если помните, появляется и в байопике о жизни Элтона Джона «Рокетмен».
В 1973-м же полностью белый — от скульптурного пиджака до атласного галстука — наряд выбирает для лондонского концерта Дэвид Боуи. За год до того, как было сделано фото ниже, вышел альбом The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars — так родился Зигги Стардаст. Белый атласный костюм с узкой талией, с рубашкой и галстуком в тон и перевернутой вниз головой бутоньеркой отлично попал во вселенную Зигги (напомним, Боуи запрещал называть себя прежним именем и говорил, что он теперь Зигги Стардаст).
Такой же полностью белый костюм-тройку вкупе с белой рубашкой, бабочкой и шляпой мы видим на Элисе Купере, выступающем в Коннектикуте в 1975 году. За пару лет до этого он вместе с другими участниками группы Alice Cooper носил полностью белые наряды в промо альбома Billion Dollar Babies. Но 1975 год стал непростым периодом для музыканта: распалась его группа, он запускал сольную карьеру — и вынужден был начать лечиться от алкоголизма. Как мы видим сегодня, все было не зря: Купер оказался успешным сольным исполнителем и победил своих демонов. Можем представить, что этот белый костюм символизировал для него начало новой главы его творческой жизни.
Конец 1970-х — начало 1980-х: культовое кино
История белого костюма в семидесятых будет неполной без появления Джона Траволты в фильме «Лихорадка субботнего вечера» 1977 года. Да, это не total white, но костюм стал настолько знаменитым, что его даже выставляли в Музее Виктории и Альберта как «самый знаменитый белый костюм в мире» и классический пример тейлоринга из полиэстеровой костюмной ткани, который в семидесятых начал набирать популярность.
Костюм для фильма купили в магазине дешевой мужской одежды в Бруклине, а после съемок он ушел с молотка на аукционе Christie's за $145 тысяч. По словам покупателя, пожелавшего остаться анонимным, его отношение к одежде навсегда изменило то, как персонаж Траволты выбирает наряд для субботней вечеринки после тяжелой рабочей недели — он будто меняет вместе с костюмом всю свою жизнь. Судя по тому, что фильм стал культовым, анонимный почитатель белого костюма в этом не одинок.
Еще один легендарный белый костюм в кино носил Аль Пачино в фильме «Лицо со шрамом» 1983 года: его персонаж Тони Монтана, закрепившись в гангстерских кругах, охотно надевал щеголеватые костюмы с расстегнутыми у ворота рубашками, в том числе белый. За роль Тони Аль Пачино был номинирован на «Золотой глобус», который не получил, но это не уменьшает значения фильма в современной культуре (кстати, сам актер считает его лучшим в своей карьере).
Девяностые и нулевые: возвращение на красные дорожки
Возможно, именно слава «наряда рок-музыканта» на время вытеснила белый костюм из мужского гардероба, но в середине девяностых он снова возвращается — уже как наряд для красных дорожек. Классический мужской костюм с довольно широкими брюками вообще переживал тогда ренессанс, начавшийся во многом благодаря Ричарду Гиру в «Американском жиголо» (актер в кадре носил Armani). Фильм, вышедший еще в 1980 году, буквально перепридумал классический костюм и прославил и Гира, и Джорджо Армани — в девяностых влияние киноленты на мужскую моду стало особенно очевидным.
Актер Лоренс Фишберн, больше всего известный по роли Морфеуса из «Матрицы», в 1996-м пришел в белом костюме на церемонию «Золотой глобус». Черную обувь он уравновесил таким же галстуком.
Шон Комбс, он же Пи Дидди, выбрал белый — но в тонкую серую полоску — костюм для бала Met Gala в 2005 году. В тот год торжество было посвящено модному дому Chanel, так что, возможно, это отсылка к кодам французского бренда: не секрет, что Коко Шанель больше всего ценила как раз черный и белый цвета, а тельняшка в горизонтальную полоску стала одной из революций, которые Великая мадемуазель совершила в модной индустрии.
Кстати, Карл Лагерфельд — бессменный креативный директор Chanel на протяжении последних десятилетий (напомним, дизайнера не стало в феврале 2019-го) — носил исключительно вещи черно-белой гаммы, и total white среди его публичных выходов тоже появлялся неоднократно.
Возвращаясь к музыкантам в белом: певец Seal пришел на юбилейную, 50-ю церемонию «Грэмми» в 2008 году как раз в таком костюме — и в белых кроссовках вместо классических туфель, что 11 лет назад еще не было общим местом и было чревато недопуском на мероприятие. Новое время уже не за горами!
Современность: и в пир, и в мир
В наши дни белый костюм мог бы утратить большую часть «особенности», однако же остается довольно редким и по-прежнему эффектным модным заявлением. Среди фанатов броского сочетания — Брэд Питт, который, например, приехал в белом в Канны в 2011-м, а в 2017-м появился в почти таком же костюме (и тоже надетом вместе с простой футболкой вместо рубашки) на премьере фильма «Машина войны» в Токио.
Другой любитель нарядиться в белое с ног до головы — Канье Уэст. Он нередко носит простые белые футболки с белыми джинсами и белыми кроссовками (безусловно, Yeezy), но для показа Givenchy осень–зима 2013 все же дополнил образ пиджаком.
Кипенно-белый костюм выбрал Крис Браун для красной дорожки «Грэмми» в 2013 году.
А Дональд Гловер, он же Childish Gambino, пятью годами позже не побоялся надеть брюки и пиджак оптически разных оттенков белого, да еще и с черными лоферами, — и выглядел при этом отлично. Лишнее доказательство того, что все эти таблицы сочетаемости оттенков — полная фикция. Харизма — важнее.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: