Режиссер Максим Диденко: «Не хочется сидеть в каком-то гетто, пусть и просвещенном»
В конце июля на московском «Хлебозаводе» под пение группы Shortparis вокруг сцены безумствовали сто танцоров, в начале действия одетые в синие — как у полицейских — рубашки с погонами, в конце — только в трусы телесного цвета. За перформансом наблюдал режиссер Максим Диденко, который и придумал этот «акт очищения и освобождения русской души».
С Shortparis Диденко сотрудничает впервые. А вот с хореографом постановки Владимиром Варнавой дружит и работает со времен балета «Пассажир» 2012 года о рефлексирующем маньяке. В 2017-м Правила жизни выбрал Диденко апостолом: «Это едва ли не самый востребованный театральный режиссер». В 2019-м слово «едва» можно смело убирать. За последние полтора года у Максима прошли четыре премьеры: психоделический мюзикл «Беги, Алиса, беги» в Театре на Таганке, лиричная зарисовка о последних годах жизни актрисы Валентины Караваевой «Девушка и смерть» на независимых площадках в Лондоне, мрачный «Текст» по одноименному роману Дмитрия Глуховского в Театре им. Ермоловой и хореографическая драма «Глазами клоуна» по роману Генриха Белля в Национальном театре Мангейма.
Максиму не важно, кто придет на его спектакли или где их ставить: «Мне интересно коммуницировать со всеми. Не хочется сидеть в каком-то гетто, пусть и просвещенном».
В ноябре в Москве пройдет премьера спектакля Диденко по «Норме» Владимира Сорокина при участии «Мастерской Брусникина» и именитых актеров. Режиссер придумал спектакль еще несколько лет назад, когда ставил в Новосибирске перформанс по текстам Льва Рубинштейна и заинтересовался идеями московских концептуалистов. Тогда же Диденко прочел дебютный роман Сорокина и понял, что «этот гениальный текст надо оживить». Параллельно режиссер снимает веб-сериал, «соединяющий роман, впервые изданный в 1983-м, с современностью». Для Диденко «Норма» — очень личный проект. Потому что этот текст — последнее, что режиссер обсуждал с Дмитрием Брусникиным перед смертью мастера.