Модные компании подписали пакт на саммите «Большой семерки». Что это и почему вам нужно о нем знать?
В чем проблема?
С каждым годом экологические проблемы стоят все более остро (так, в 2019-м день «экологического долга» наступил как никогда рано: человечество исчерпало годовой запас возобновляемых природных ресурсов к 29 июня), и без централизованного глобального подхода их уже вряд ли удастся решить. Один из главных факторов угрозы экологии — промышленность, и модная индустрия остается одной из самых «грязных» ее областей. Суммарное влияние подсчитать непросто — мода влияет на экологию по всем фронтам, но то, что ее вклад огромен, оспорить трудно.
Насколько все плохо?
При производстве одежды выделяются миллиарды тонн парниковых газов, которые провоцируют климатические изменения. Выращивание хлопка, окрашивание тканей и другая обработка загрязняют воду токсичными химикатами, делая ее непригодной для дальнейшего использования. Текстильный мусор, которого теперь в сотни раз больше, чем еще 50 лет назад, перерабатывается не больше чем на треть. И это только самые очевидные негативные аспекты модной индустрии.
Самая новая проблема, которую относительно недавно удалось зафиксировать, — это выделение микропластика, который потом попадает к нам в организм с пищей и даже воздухом, при производстве и последующей эксплуатации одежды (такое происхождение имеет до трети всего микропластика в водах Мирового океана). На саммите G7 этот вопрос фактически впервые позиционировали как глобальную проблему модной индустрии, требующую изучения и вмешательства.
Какое решение предложили на G7?
Результатом работы над осмыслением и классификацией экологических проблем, которые создает мода, стал Fashion Pact G7 — пакт о совместном решении этих проблем. Три основных направления, прописанных в нем, — борьба с изменением климата, проблема загрязнения Мирового океана и поддержание биологического разнообразия.
Документ разработали на основе «Целей устойчивого развития» ООН и инициативы Science-Based Targets, выдвинутой совместными усилиями ООН, WWF, Института мировых природных ресурсов и британского проекта Carbon Disclosure Project, сосредоточенного на уменьшении выброса парниковых газов. Президент Франции Эммануэль Макрон поручил генеральному директору Kering (группы, владеющий такими модными брендами, как Gucci, Saint Laurent, Alexander McQueen и не только) Франсуа-Анри Пино собрать коалицию из ведущих мировых модных компаний, которые бы совместно взялись за исполнение обязательств пакта.
Кто его подписал?
Инициативу, возглавляемую корпорацией Kering, кроме нее подписала еще 31 модная и текстильная компания. Это гиганты вроде Burberry, Prada Group, Capri Holdings (владеют Michael Kors, Jimmy Choo и Versace), PVH Corp. (туда входят Tommy Hilfiger, Calvin Klein и не только), Hermès и Chanel, спортивные бренды — adidas, Nike и Puma, масс-маркет (Gap Inc., H&M Group, Inditex), крупные ретейлеры (Galeries Lafayette, Matchesfashion, Nordstrom и Selfridges Group) и ряд других компаний (полный список можно найти тут). Удивительно, что к подписантам не присоединился главный конкурент Kering — конгломерат LVMH, владеющий модными брендами Louis Vuitton, Dior, Givenchy и также выступавший за усиление мер в области устойчивого развития в моде.
Что будут делать те, кто подписал?
Глобальная цель подписавших пакт — достичь полной экологической нейтральности к 2050 году. Если говорить о конкретных ключевых пунктах, то модные компании обязуются перейти на возобновляемые источники энергии — это позволит значительно сократить выбросы парниковых газов.
Чтобы уменьшить загрязнение океанических вод, компании откажутся от использования одноразовых пластиковых предметов к 2030 году (как в операциях, связанных с поставками продукции ретейлерам, так и непосредственно в магазинах модных брендов). Также бренды обязуются элиминировать микропластик, который образуется при стирке синтетических вещей, — в частности, при помощи перехода на новые материалы, которые его не выделяют.
Наконец, подписавшие пакт будут поддерживать инициативы по сохранению биоразнообразия в природных экосистемах. Это может включать в себя как финансирование исследований и сторонних инициатив, так и более благоприятное для окружающей среды ведение сельского хозяйства. Например, бренды могут сотрудничать с поставщиками органического хлопка, которые не используют пестицидов и бережно относятся к соседствующим с фермой экосистемам.
Почему нужна еще одна инициатива плюс к тем, которые уже есть?
До саммита G7 многие из компаний, подписавших пакт, уже выдвигали собственные планы, касающиеся устойчивого развития. Так, Inditex объявили, что перейдут на возобновляемые источники энергии в течение следующих пяти лет, откажутся от пластиковых пакетов и станут использовать больше экологичных материалов в коллекциях своих брендов. Prada решили полностью перейти на переработанный нейлон к 2021 году. Burberry в своем плане устойчивого развития обозначили «углеродную нейтральность» как цель для 2022 года.
Тем не менее все эти инициативы, пусть и хорошие, были лишь отдельными действиями единичных компаний. Модный пакт G7 не предложил революционных целей, но объединил ведущих игроков модной индустрии — консолидированные действия, вероятно, дадут больший эффект и внесут свой вклад в минимизацию ущерба окружающей среде существеннее. Некоторые из подписантов документа присоединились к экологическому движению впервые, и предпринятые в рамках пакта меры станут их первыми шагами в области устойчивого развития.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: