Кроссовки дня: перевыпущенные 30 лет спустя adidas ZX — не теряющая актуальности классика
Для охотников до ретромоделей этот месяц отметится четырьмя перевыпущенными в очередной раз ZX 5000, ZX 6000, ZX 7000 и ZX 9000 — по одной в каждую субботу с 10 по 31 августа. Все они возвращаются с завидной регулярностью, хотя и не слишком часто — примерно раз в пять лет. В этот раз поводом послужил очередной юбилей — тридцатилетие главной особенности моделей — технологии амортизации Torsion System.
Свое начало линейка берет в 1984 году, и раньше число, обозначающее модель кроссовка, было трехзначным. Но уже через год после Олимпиады в Сеуле 1988 года цифр стало четыре, и adidas показал тогда сразу шесть моделей: от 4000 до 9000. Буквенная же аббревиатура отсылает к одноименному модельному ряду мотоциклов у Kawasaki (считается, что создателям такие мотоциклы по-настоящему нравились).
Неясно, почему не были перевыпущены популярные ZX 8000: можно построить конспирологическую теорию о том, что, так как юбилей привязан к Олимпиаде в Сеуле, а в Южной Корее цифра 4 считается проклятой, из перезапуска убрали модель с числом в названии, кратным четырем (но это просто теория).
Бесспорно знаковая серия ZX претендовала едва ли не на всех сразу: покупателем мог стать любой человек, кто хоть как-то связан с бегом — для каждой разновидности бега разрабатывался отдельный тип силуэта со своей «специализацией» и структурными особенностями. Если в конце названия модели стояла литера S, то даже пожилые люди оценили бы улучшенную поддержку стопы, буква G отвечала за модернизированную супинацию подошвы, а С — за дополнительную амортизацию.
Каждая из пар визуально отличается от «собратьев» незначительно — например, на 8000-х и 9000-х три средних люверса пластиковые, хотя на других это просто отверстия в замше. Также на ZX 6000 появляется дополнительная замшевая полоска на носу, а у 7000-х — упрощенная форма стабилизатора подошвы по бокам. Общего у моделей тоже много. Так, у всех на пятке можно заметить дополнительный каркас для фиксации. А три полоски могут казаться вам лишь декором, простым и узнаваемым символом, но у них есть и утилитарное значение — сделать кроссовок еще более выносливым к износу (в том числе и поэтому они диагональные).
Теперь каждую пару можно будет снова приобрести в том цвете, в котором она впервые вышла 30 лет назад. Для ZX 5000 это будет серый «фон» с голубыми акцентами, в палитре ZX 6000 преобладает кремовый, а детали — желтые и зеленые, ZX 7000 окрашена в бежевый с фиолетовыми и мятными вставками, а модель ZX 8000 — мятная с красными деталями.
Но главное, ради чего мы тут собрались, — технология Torsion (дословный перевод — «сгибание»), состоящая из нескольких частей, главная из которых — продольное ребро жесткости, которое располагается посередине и служит своеобразным мостиком разделенной надвое подошвы. Суть задумки в том, чтобы сгибание кроссовка проходило по ребру, а стибилизаторы по бокам мидсоли при этом удерживали переднюю часть стопы на поверхности. Кроме того, при создании ZX используется пеноматериал EVA, а под пяткой есть полое отверстие, заполненное маленькими мягкими шариками, — над амортизацией тут поработали серьезно.
По классификации Международной федерации старинных автомобилей таковой признается машина старше 30 лет, как и эти кроссовки. Как себя чувствуют модели-«ветераны» во времена вездесущего boost’а, PrimeKnit’а, управления шнуровкой со смартфона и 4D? Отлично. Потому что многие известные вам технологии, используемые в кроссовках, совсем не новые.
Начнем с ASICS: их основная технология GEL, основой которой являются две гелевые подушки в противоположных частях подошвы, была введена больше 30 лет назад и с тех пор подвергалась лишь незначительным изменениям. GEL помогает гасить импульс движения так хорошо, что его до сих пор используют в подавляющем большинстве кроссовок бренда. Ровесник технологии, еще одна инновация adidas из модели L.A. Trainer — технологии Peg и Vario Shock — была представлена в канун Олимпиады в Лос-Анджелесе в 1984 году. С помощью трех штырей, которые загонялись под пятку, можно было регулировать жесткость амортизации, а она, в свою очередь, влияла на сцепление. Силуэт все еще периодически появляется на полках (в последний раз это случилось в 2016-м). Пожалуй, самой известной — и старой — технологией в нашем списке окажется Nike Air, увидевшая свет в 1978 году. Справедливости ради стоит уточнить, что до появления через девять лет модели Air Max 1 инновация широкого применения не имела, но факт есть факт — сейчас на какую модель ни посмотри, она с вероятностью 90 % будет иметь воздушный баллон. Конкуренты копировали ноу-хау и создавали собственные популярные линейки обуви.
Сколько бы ни писали сейчас про самошнурующиеся кроссовки из «Назад в будущее», настоящим эти технологии для массового потребителя пока не стали — сказываются небольшие тиражи, высокие цены, ограниченное количество точек продажи. Пока «старики» не намерены сдаваться и удерживают крайне значительную долю рынка.