История топсайдеров: от яхт до уличной моды (и где их теперь купить)

Правила жизни рассказывает историю яхтенных туфель и советует десять классных пар.
История топсайдеров: от яхт до уличной моды (и где их теперь купить)
Kirstin Sinclair/Getty Images

Палубные туфли (boat shoes) больше известны под ставшим уже нарицательным названием своего прародителя — топсайдеров (top-siders). Это обувь на плоской подошве, напоминающая мокасины, с проходящим по кругу кожаным или текстильным шнуром. Выглядят они зачастую традиционно, если не сказать несовременно, но за моделью стоит богатая история и изрядная доля эргономичности — а такое сочетание в 2019 году не оставляет покупателей равнодушными: судя по всему, тут и находится корень их нарастающей популярности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все началось в 1930-х годах — что логично, с яхты. Моряк, бизнесмен и фотограф Пол Сперри поскользнулся на мокрой палубе своей лодки и улетел за борт. После неприятного инцидента он стал усиленно размышлять, как улучшить подошву яхтенной обуви, чтобы та меньше скользила, но и палубу не царапала (по этой причине жесткие шипы были исключены). Легенда гласит, что решение пришло к Сперри благодаря его любимому питомцу породы кокер-спаниель. Собака спокойно бегала по скользкой поверхности, и тогда яхтсмен присмотрелся к рисунку на подушечках лап и попробовал перенести его на резиновую подошву. Так появился протектор с тонким рифлением «елочкой».

Рисунок из патентной заявки Пола Сперри, поданной 30 ноября 1937 года.
Рисунок из патентной заявки Пола Сперри, поданной 30 ноября 1937 года

В 1935 году Сперри создал первую модель обуви с новой подошвой (изначально она была белой, чтобы не оставлять следов на палубе), а спустя пару лет запатентовал свое изобретение. Перри обращался в разные компании, чтобы наладить производство палубных туфель, но везде получал отказ: у модели оказалась довольно большая себестоимость и фабричный выпуск был невыгоден. Сотрудничать со Сперри согласилась только относительно молодая фирма Converse. Продукт, пусть и нишевый — новой обувью пользовались только моряки и яхтсмены, — все же обрел свою популярность и позволил Сперри запустить собственное производство и именной бренд Sperry Top-Sider, который по сей день считается эталоном в нише палубных туфель.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подошва — не единственная функциональная особенность туфель. Шнуровка, опоясывающая ботинок по периметру, переходит в обычные шнурки — это позволяет затянуть конструкцию не только спереди, но и вокруг всей стопы. Так туфли не слетят, даже если предстоит нырнуть за борт. Носят их обязательно на босу ногу — опять же чтобы избежать неприятностей при контакте с морской водой, к тому же мягкая кожа верха обеспечивает стопе комфорт даже без носка.

Модель Sperry
Модель Sperry Authentic Original
sperry.com

В какой-то момент популярность топсайдеров пошла на спад: в них традиционно не использовались новые технологии, к тому же модель стала ассоциироваться со стилем некоторых не самых любимых американских политиков — никому не хотелось выглядеть так же консервативно и немодно. Но Sperry удалось решить эту проблему и заново завоевать интерес молодой аудитории — в основном благодаря коллаборациям. Бренд сотрудничал с Band of Outsiders, околоспортивной маркой Noah NYC, совсем молодыми Rowing Blazers и не только.

Фаррелл Уильямс в топсайдерх из коллаборации Sperry и Band of Outsiders
Фаррелл Уильямс в топсайдерх из коллаборации Sperry и Band of Outsiders, 2010
Jeff Kravitz/FilmMagic/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Привлечение нового поколения покупателей дало свои плоды: модель палубных туфель получила новую жизнь. Свои версии топсайдеров стали выпускать Prada, Saint Laurent, Polo Ralph Lauren, Gucci и другие модные бренды — правда, это получались именно фэшн-интерпретации, об изначальной функциональности речь не шла. Похожие на палубные туфли появились и в коллаборации британского обувного бренда Kickers и скейтерской марки Palace.

Сейчас же аутентичность и некоторая ретроградность классических палубных туфель, которые делают Sperry и другие традиционные яхтенные марки, воспринимаются как чистый холст для построения собственного стиля — так считают и основатель Rowing Blazers Джек Карлсон, и, видимо, не чуждая моде публика: по крайней мере, на посетителях выставки мужской моды Pitti Uomo во Флоренции, равно как и на гостях недель моды, топсайдеры теперь не редкость.

На 94-й выставке Pitti Uomo
На 94-й выставке Pitti Uomo
Claudio Lavenia/Getty Images

Чтобы купить себе похожую модель, можно пойти к проверенным брендам, а можно поискать интересное дизайнерское переосмысление. Вот десяток вариантов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: