Когда сигара — не просто сигара: зачем нужна умная одежда, которая выглядит как обыкновенная
Представим, что вы собираетесь на работу. Встаете, надеваете нижнее белье — но оно не простое, а бесшовное, из обработанных серебром нитей и регулирует тепло. Выбираете рубашку, подходите к стиральной машинке — а там уже выстиранный и высушенный костюм-двойка. Его не надо гладить, его, в конце концов, можно было в этой самой машинке постирать! И вы надеваете его, достав прямо из барабана, накидываете куртку из непромокаемой мембраны с проклеенными швами — и идете на работу, где особым образом сконструированные брюки не будут мяться и сковывать движений, даже если вы ни разу за десять часов не встанете со стула.
В отличие от сегмента techwear, который заимствует у спортивных и туристических марок не только удивительные технологии, но и элементы дизайна, часто превращающие технологичную одежду в костюм техно-ниндзя после наступления ядерной зимы, умная одежда (wearable technology) выглядит обычно. О ее сложности не говорит вообще ничего, кроме информации на внутренней бирке. И тем не менее она отличается от просто одежды примерно настолько же сильно, насколько Tesla отличается от «жигулей».
Другими словами, умная одежда 1) не вопит о своей технологичности, 2) ее нужно трогать — и нет для этого более подходящего места, чем выставка мужской моды Pitti Uomo, которая демонстрирует последние достижения мужских брендов со всего света.
«Мы всегда в поиске интересных, инновационных тканей и фурнитуры. Например, мы использовали ткань по технологии Stone Island Heat Reactive, которая меняет цвет при прикосновении руки из-за разницы температур воздуха и тела; яркие ленты для проклейки швов внутренней части плащей или виниловые молнии, которые визуально эстетичны и функционально непромокаемы и герметичны», — рассказывает Правила жизни Андрей Кравцов, основатель петербургской марки SH'U (читается как «шью»). Стенд бренда уже который сезон атакуют байеры из разных стран, стремительно превращая пуховики и плащи бренда в востребованный экспортный продукт. Чем марка из России, где объективно тяжело создавать конкурентноспособную одежду, привлекает насмотренных закупщиков? Она делает очень простой, очень понятный, отлично исполненный продукт, в производстве которого используются инновационные разработки. SH'U предложила вечно озябшему, вымокшему, хмурому Петербургу недорогую и действительно (!) теплую верхнюю одежду. «Мы используем мембранную ткань в каждой модели, что обеспечивает их водонепроницаемые и дышащие свойства. В качестве утеплителя для нашей зимней коллекции мы выбираем DuPont Sorona. Это легковесный синтетический утеплитель, который придает нашим курткам аккуратную форму, а также быстро сохнет после стирки», — сказано на сайте марки. Выглядят при этом вещи SH'U предельно лаконично и спокойно и выполнены в цветах, которые так и тянет назвать миллениальными: льдистый голубой, оттенок свежеразрезанного лосося, горчичный желтый, мшисто-зеленый. Очень симпатично — и никаких ассоциаций со стерильными лабораториями, где придумывают технологичные ткани.
Другая представленная на Pitti Uomo российская марка, Krakatau, — это вполне классический techwear для знатоков, который выглядит как костюмы героев из фантастических фильмов, — но лишь отчасти. Вот черная рубашка из матовой эластичной на ощупь ткани — если присмотритесь, окажется, что на ней нет ни единого шва, кроме того, который крепит к рубашке воротник; вот лакированная куртка для модников — ее не продует ни один ветер и не промочит ни один ливень, она выполнена из ламинированного хлопка, у нее герметизированы швы, ее можно стирать дома и даже гладить теплым утюгом; вот, казалось бы, обыкновенный дождевик — но в отличие от действительно обычного дождевика из ближайшего масс-маркета этот оснащен водонепроницаемой молнией и такими же карманами, предотвращающей парниковый эффект вентиляцией, а полиуретан, из которого он сделан, — биоразлагаемый. Krakatau — тоже петербуржцы, где начали вести бизнес в неспокойном 1999 году, но в 2012-м всей командой, прихватив производство, переехали в Шанхай: дела шли в гору, а выстроить экспорт из России оказалось очень сложно. Так что вот уже 20 лет российская по происхождению марка экспериментирует с технологиями в моде — советуем обратить особое внимание на их зимние парки: в этом году, например, в них будет использован графеновый утеплитель с углеродным слоем всего в 1 атом — такой безупречно держит тепло.
На поле умной верхней одежды Канада — ожидаемый конкурент России: и у нас, и у них зимой очень холодно. И канадских брендов на Pitti Uomo традиционно много. Нас особенно заинтересовала заслуженная марка Quartz Co., которой в этом году исполнилось 22. Парки, куртки и дождевики команда бренда производит в Канаде на собственной фабрике, и все эти вещи — дышащие, влагостойкие, из перерабатываемых материалов, а также очень теплые, потому что Quartz Co. использует старый добрый гусиный пух, так что вряд ли подойдет экоактивистам. Дополнительный бонус для самых модных: ткани для дождевиков делают на старинной британской фабрике The British Millerain Co., где Burberry заказывают материалы для своих тренчей.
Допустим, к новейшим разработкам в верхней и спортивной одежде все более-менее привыкли. А что насчет заявленных в начале текста костюмов? За ними стоит отправляться к японцам из Teatora, которые совершенно точно приведут в восторг всех серьезных и не очень людей, не желающих выглядеть как карикатурные клерки. Эти костюмы (а также шорты, плащи, рубашки) можно стирать в машинке. Их не нужно гладить — потому что они не мнутся. Благодаря этому их можно в буквальном смысле кинуть в чемодан, отправляясь в командировку, а затем вытащить, встряхнуть и пойти. В сложенном виде костюм-двойка займет столько же места, сколько ваша любимая книга, а в разложенном одинаково подойдет как мужчинам, так и женщинам — и будет производить впечатление очень дизайнерской, очень японской вещи на публику с любой степенью насмотренности.
Чуть менее модные, но не менее технологичные и при этом простые на вид вещи делает немецкая марка Arys, представленная на Pitti Uomo в павильоне I Go Out. «Индустрия моды — это настоящие джунгли, где потребителей перегружают трендами-однодневками и дизайном средней руки. Перепотребление приводит к неблагоприятным условиям труда, вредит экологии. Мы решительно выступаем против этой тенденции и полагаемся на новейшие долговечные материалы, а также на прозрачные процессы производства на всех этапах», — говорится на сайте бренда. Arys позиционирует себя как марка, которая не делит вашу жизнь на работу, отдых и бог знает что еще — ее создатели стараются думать обо всех обстоятельствах, настигающих их клиента. В итоге получаются симпатичные casual-вещи, созданные по последнему слову технологий и выглядящие довольно обаятельно. В какую бы карточку товара на сайте Arys вы ни зашли — от простых бомберов и классических шорт до неформальных брючных костюмов, — вы увидите любопытные моменты в описании вещи. Так, почти во всех вещах используется технология Polygiene, предотвращающая размножение грибка и бактерий и появление неприятного запаха; технология HeiQ Fresh — также борец за свежесть; во многих — карбоновая сетка с пряжей Nega-Stat®, рассеивающей статическое электричество. А казалось бы, одежда как одежда.
Ну и напоследок — очень обычное на вид нижнее белье Organic Basic, создатели которого — люди с душой ученых и мировоззрением панков. «Модный бизнес — грязный ублюдок. Поэтому мы ставим устойчивое развитие в центр вселенной нашего бренда. Это значит, что мы выбираем только те ткани, которые не вредят окружающей среде. Мы сотрудничаем только с теми фабриками, которые думают об экологии. И когда мы говорим, что устойчивое развитие — наша главная миссия, мы не имеем в виду, что это классно. Мы имеем в виду, что для нас это единственно возможный путь» — такое позиционирование, согласитесь, не назвать нейтральным. Продукт при этом более чем спокойный: трусы-боксеры, майки, футболки. Последние по качеству могут поспорить с вещами других скандинавов, Acne Studios, чьи футболки для многих остаются эталоном. Только вариант от Organic Basic стоит 33 евро, а не 100. Помимо агрессивной эконаправленности создатели уделяют большое внимание технологиям: так, их трусы — это не просто какие-то там трусы, а вещь, созданная с использованием технологии SilverTech™ Everyday, в рамках которой волокна обрабатывают натуральным и безвредным для природы серебром, чтобы белье регулировало потоотделение, тепло и запахи. А еще они бесшовные. И полностью перерабатываемые. И, вероятнее всего, вам попадутся боксеры из уже переработанного материала, по которому этого совершенно не будет видно.
Вместо заключения: как мода позаимствовала подход у Кремниевой долины
«Неважно, насколько привлекательны Apple Watch по сравнению с другими умными часами. Неважно, насколько они эстетичны, с этими их закругленными углами и прямоугольным дисплеем. Они все равно выглядят как гаджет», — написала легендарный модный критик Ванесса Фридман в 2015 году, когда Apple представили рынку умные часы. В статье «Почему я расстаюсь со своими Apple Watch» она в довольно жестких выражениях объяснила, почему ей, как представителю модной индустрии, не сдались инновации из Купертино: технологии технологиями, но мода — это история про эстетику вообще, а не про максимально возможную красоту, на которую способен дизайнер электронных девайсов. И это проблема.
Разгромная рецензия, впрочем, не помешала Apple перезапустить рынок носимых гаджетов и заработать еще несколько миллиардов. Интересно и другое: подход, который Стив Джобс в свое время применил в сфере технологий, безупречно подходит для современной моды. Он взял мобильный телефон и, пока все остальные производители мобильников мерялись количеством мегапикселей, дисплеев и кнопок, сделал молчаливое совершенство. Одна кнопка, огромный экран, инопланетный дизайн, полная закрытость для пользователя (никаких вам микро SD-карт и открывающихся задних крышек). Джобс не стал давить на рядового покупателя тонной информации о том, как сложно было создать крошечный процессор и другие детали в его гаджете, — вместо этого он упаковал разработки в безупречную с точки зрения эстетики форму и сделал так, чтобы ни у бизнесмена, ни у школьника, ни у домохозяйки не болела голова о том, как работает это устройство.
Принцип «возьми что-то очень сложное — и сделай так, чтобы это выглядело проще простого» работает по сей день лучше любого маркетингового бюджета и любой команды разработчиков. Другое дело, что продвигать подобную одежду в наш инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)-век довольно непросто: технологии выглядят не так эффектно, как неоновые кроссовки Off-White x Nike или выходки Vetements. «Существует, например, итальянский бренд Ten C. В его арсенале есть куртки, сделанные на основе традиционных военных силуэтов вроде M-65 или парок fishtail. Модели изготовлены из современного материала — он прочный, практичный и красиво состаривается. Стоят эти куртки порядочно. Кто особо не интересуется одеждой, может и не догадаться, что это какая-то "особая разновидность" M-65. Необходимо образовывать своего покупателя в плане функционала и материалов. Тут надо налаживать диалог с клиентом, возможно, обзавестись сильной первичной аудиторией, которая будет отстаивать ценности бренда», — поделился своими мыслями с Правила жизни журналист и эксперт в области мужской моды Кирилл Астраханцев.
Но в этом минусе и есть главный плюс умной одежды: она работает независимо от того, понимаете ли вы, как она устроена, и интересуетесь ли этим вообще.
Потому что, как гласит один из трех законов Артура Кларка, «любая достаточно развитая технология неотличима от магии».