Что такое апсайклинг и зачем вообще переделывать старые вещи (а также 5 марок, которые с блеском с этим справляются)

Правила жизни разбирается, почему все больше и больше дизайнеров переделывает старые вещи и продают как новые, — и советует 5 отличных брендов, у которых такую одежду можно купить.
Что такое апсайклинг и зачем вообще переделывать старые вещи (а также 5 марок, которые с блеском с этим справляются)
BENTGABLENITS / Curtis Huynh

Факт: по подсчетам Агентства по охране окружающей среды США, с 1960 года количество текстильного мусора в мире увеличилось на 811 %. Цифра становится еще более весомой, если перевести ее в фактические объемы: в 2015 году текстильные отходы в одной только Америке составили 16 миллионов тонн. Отчасти это излишки ткани, которые образуются при производстве одежды, но с каждым годом растет и доля готовых вещей, которые потребители выбрасывают, — это и старая изношенная одежда, и надетые лишь несколько раз, а порой и вовсе новые вещи, которые не подошли или разонравились. Из всего объема отходов 10,5 миллиона тонн отправились на свалки, 3 миллиона тонн были сожжены для выработки энергии и только 2,5 миллиона — переработаны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Перерабатывают текстиль по-разному: например, синтетику переплавляют и создают новые волокна, хлопок перемалывают и регенерируют. Технологически это не всегда просто, почти всегда недешево, да и далеко не все марки, увы, достаточно сознательны, чтобы таким образом усложнять процесс производства во имя благополучия планеты.

Однако у модной индустрии есть в запасе еще один способ работы со старыми вещами и тканями — апсайклинг (с английского — «повторное использование»). Он был очень популярен в СССР, когда из-за дефицита вещей и тканей достать новую, и уж тем более модную одежду было непросто: гардероб перешивали до бесконечности, обновляя фасон и добавляя новые актуальные детали.

В 2019 году дизайнеры тоже переделывают старые вещи, разрезают их и сшивают заново, используют ненужные остатки ткани — словом, делают тот самый текстильный мусор основой новой одежды. В последнее время свою айдентику вокруг этих приемов строят все больше марок, и неспроста: для начинающего бренда это дешевле (из-за стоимости исходных материалов), к тому же покупатели сейчас хотят приобретать не просто вещи, а истории, стоящие за ними. Особенно если эта история позволяет пусть не спасти мир, но хотя бы не навредить ему еще больше.

Иногда апсайклинг превращает вещи в арт-объекты, которые несут важный посыл, но носить их невозможно. Однако многие бренды стараются сделать вещи, которые займут место в гардеробе наравне с новыми. В конце концов главная цель такого способа переработки — это продлить жизнь одежде и минимизировать идущий на свалки мусор. Рассказываем о нескольких марках, у которых можно найти переделанный винтаж и одежду из текстильных отходов, а также дать новую жизнь своим поношенным, но любимым вещам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Bentgablenits

Bentgablenits — проект американской дизайн-студии Bent Gable Design и коллекционера винтажа Энджело Нитсопулоса. Для него Нитсопулос добыл из разных уголков мира старые толстовки Nike, а дизайнеры Bent Gable дали им новое прочтение, украсив свуш вельветом, атласными шнурами, кружевами и вышивкой — на каждый предмет ушло не меньше десяти часов работы. Создатели не хотят превращать Bentgablenits в бренд, но хотят и дальше будут выпускать концептуальные проекты-коллекции. Пока что они распродадут результат сотрудничества на сайте: старт продаж — 1 августа.


Zero Waste Daniel

Марка шьет вещи исключительно из остатков тканей, которые образуются у других дизайнеров и на швейных производствах, — обрезков и так называемых выпадов (то, что остается при раскройке изделий). Дизайнер Zero Waste Daniel Дэниел Сильверштейн взял за основу петчворк — классическую технику лоскутного шитья — и адаптировал ее к современным тканям, в том числе эластичным. Теперь у марки выходят гендерно-нейтральные мозаичные толстовки, футболки, олимпийки и легинсы, а также патчи-аппликации, которыми можно самостоятельно украсить любые вещи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Bizar

Модель Ауди Биззар сначала долго смотрел на модную индустрию с подиума, а потом захотел попробовать себя в дизайне. В основу его выпускной коллекции легли бабушкины уроки о том, как переделывать старые вещи, а также воспоминания со школьных времен. В итоге дебютная коллекция под названием School day была полностью сшита из старых школьных толстовок и футболок: в ход пошли вещи и самого Ауди, и его одноклассников, и найденные в секонд-хендах.


Beyond Retro

Масштабный американский проект Beyond Retro занимается поиском и продажей винтажа с 2002 года. Но кроме вещей всех декад — от шелковых рубашек из шестидесятых до кислотных рейверских футболок из девяностых — на сайте есть большой раздел с переделанной одеждой. Так делают практически все большие винтажные магазины, например парижский Episode и немецкий Picknweight, но Beyond Retro, пожалуй, самый крупный и известный. Здесь не найдешь сложносочиненных дизайнерских конструкций, а вот штаны с новыми лампасами, рубашку с обновленным воротничком из контрастной ткани или худи с бодрой вышивкой — запросто.


Go Authentic

Российский проект Go Authentic основала дизайнер и активистка Ольга Глаголева. Она занимается разными инициативами, связанными с экологичной модой: например, в 2016 году у марки была коллекция вещей из переработанных пластиковых бутылок, а скоро похожая экологичная капсула — на этот раз минималистичная и гендерно-нейтральная — выйдет в коллаборации с питерским брендом NNedre. Кроме того, Ольга занимается апсайклингом, перешивая старые вещи и покрывая их затейливой вышивкой. Вышивка может замаскировать мелкие дефекты и взамен стать новым акцентом на любимой толстовке или рубашке. Поэтому если у вас есть любимая вещь с дырочками или пятном, которое не способна вывести даже дорогая химчистка, Go Authentic может дать ей новую — возможно, даже более красивую — жизнь.