Кто такой художник Алекс Израэль, который прославляет Калифорнию и сотрудничает с Louis Vuitton
Градиенты, при всей своей абстрактности идеально передающие настроение калифорнийских закатов, обобщенные силуэты волн и лиц — вот главные отличительные черты творчества Алекса Израэля. Художник родился и вырос в Лос-Анджелесе, здесь же он живет и творит сейчас. Киноиндустрия, сердце которой как раз в Калифорнии, серфинг, американская мечта через гипертрофированную калифорнийскую призму — все это вдохновляет Израэля и определяет форматы его искусства. «В местной архитектуре есть замечательная традиция создавать объекты, привлекающие внимание с дороги, — вроде забегаловок в виде гигантских пончиков», — рассказывает он, почему создает свои инсталляции как объекты-аттракционы.
Алекс Израэль сделал свои работы квинтэссенцией локальной мифологии и духа родного города: «Лос-Анджелес — почти как палитра или алфавит, который я усвоил в детстве». Чтобы передать эту палитру, художник с самого начала пробовал себя в самых разных жанрах, от веб-арта до скульптуры.
Неудивительно, что до моды он добрался довольно быстро, и начал с самого характерного для Калифорнии предмета — солнцезащитных очков. Он запустил свой бренд Freeway Eyewear, названный так в честь скоростных американских автострад (у каждой модели было имя в честь одной из них — Калифорнийская дорога SR1, Interstate 10 и других). «Мои очки — это не мое искусство, это просто очки. Не все, что я делаю, — искусство. Мне нравится работать на разных платформах и с разными медиа, иногда это искусство, иногда нет. Но даже когда речь идет об обычных очках, мне важно использовать тот же словарь референсов, который лежит в основе моих работ», — говорил о бренде художник.
Поэтому следующий шаг Израэля в области моды выглядит логично — коллаборация в 2016 году с брендом Vilebrequin, известным в первую очередь мужскими шортами для плавания и пляжной одеждой. Результатом сотрудничества стали плавки с разноцветными изображениями волны — фирменного знака художника.
За эти повторяющиеся в разных цветовых вариациях изображения его прозвали «Уорхолом Западного побережья». Сам Израэль пионера поп-арта в числе любимых мэтров не называет: среди художников, творчество которых повлияло на Алекса, — Дэвид Хокни, Эд Рушей, Реймонд Петтибон и еще несколько совсем малоизвестных на мировой арт-сцене американцев. Национальное влияние и тут было сильно.
Израэль тяготеет к поп-арту как к исконно американскому направлению в искусстве и не избегает клише: «Я вообще люблю клише. Лос-Анджелес для меня — это Америка, это место, где американская мечта воплощается в жизнь. И большая часть образов, иллюстрирующих эту мечту, — типично американские клише. У них столько веса и значения! Они активируют воображение людей и вдохновляют их на поиск лучшей жизни».
Несмотря на эту подчеркнутую локальность, творчество Израэля нашло мировое признание, в том числе и на модном поприще. Художник выпустил яркие градиентные чемоданы вместе с брендом предметов багажа Rimowa, а затем оформил новую коллекцию одеколонов Louis Vuitton.
Французский бренд, похоже, разглядел в калифорнийце большой потенциал, поэтому одним разом сотрудничество не ограничилось: Алекс Израэль оказался среди шести современных художников, которым Louis Vuitton доверили переосмыслить культовую модель сумки Capucines. Израэль оформил ее в любимых градиентных переливах, добавил изображение волны и дополнил сумку зеркальцем и расческой с синими пластиковыми ручками, которые выступают из сумки-волны как плавники акулы. А совсем недавно уже знакомый мотив волны Израэля, а также пустынные пейзажи с пальмами и машинами и разнообразные цветные градиенты появились на коллекции платков, бандан и пледов Louis Vuitton.
Следуя своему же убеждению, что художник может заниматься не только искусством, в этом году Израэль запустил бренд уличной одежды Infrathin — это будут футболки, шорты, треники и свитшоты в тех же цветах калифорнийских пейзажей, с маленькими волнами и рисунками из других работ художника. Термин Infrathin («ультратонкий») ввел Марсель Дюшан 1915 году для описания чего-то едва уловимого — например, разницы между двумя «одинаковыми» заводскими вещами или теплом сиденья автобуса, с которого кто-то только что встал. Алекс Израэль именно таким термином описывает ощущение от жизни в Лос-Анджелесе.
На потенциальную критику и обвинения в коммерциализации своего искусства художник отвечает превентивно: «Лос-Анджелес — это бренд, я сам — бренд, и мой автопортрет — его логотип. Брендинг дает ценные инструменты для коммуникации в современном мире. Использование этого языка в моей работе позволяет мне говорить через границы стран и культур».