Кроссовки дня: Acne Studios цвета пирожного «картошка» для московского концептуального магазина LEFORM
Кроссовки дня: Acne Studios for LEFORM
Россия — далеко не самый большой и лакомый кроссовочный рынок мира, ни с американским, ни с китайским нас сравнить нельзя. Но из коллабораций крупных международных компаний с российскими брендами, ретейлерами или культурными проектами, которые имели место за последние 10–15 лет, все равно можно собрать хорошую небольшую выставку. Недавно для нее появился новый достойный экспонат — кроссовки шведского бренда Acne Studios, сделанные специально для московского магазина LEFORM.
Базой для этой коллаборации стала модель Manhattan с умеренно массивным силуэтом, а главным спецэффектом — цвет. Сложный оттенок, в разработке которого участвовала команда LEFORM, назвали «угольный серый» (Сarbon Gray). Бренд-менеджер проекта Сергей Танин рассказал, что вдохновением в процессе работы послужило «теплое детское воспоминание» о пирожном «картошка». Это хорошая история, и немного жаль, что она никак не отразилась в названии оттенка. Тем более что в самих кроссовках, если знаешь эту деталь, не трудно увидеть визуальное сходство с десертом — в том числе благодаря материалам однотонного верха (кожа и замша) и фирменной подошве модели Manhattan с пупырышками в передней части.
По словам создателей, при разном освещении и в сочетании с разными цветами одежды оттенок кроссовок воспринимается по-разному. По фото этот спецэффект в полной мере нельзя оценить, но игровой элемент в таких вещах — это всегда интересно.
В чем значение таких коллабораций? Во-первых, это определенная степень признания (для страны). Во-вторых, у подобных международных проектов бывает несколько практических мотиваций. Бренду может быть интересен локальный рынок, а там любят специально сделанные для него проекты: наверное, самый показательный такой пример — Китай. Бывает, что страна сама по себе считается модной: например, на репутации Японии как важного центра мировой кроссовочной культуры строятся бесчисленные коллабы с японскими магазинами и брендами, которые продаются по всему миру. По большому счету вам вместе с ними продают образ страны, где точно понимают в крутом современном стиле (безотносительно того, дотягивает ли до этой планки сам продукт).
Мировой пантеон модных городов в сегменте уличной моды давно известен, и вклиниться туда не так просто. Вполне типичный список дает, например, последний коллаб Bape и Swatch, где пять из шести моделей посвящены конкретным городам: Токио, Нью-Йорку, Парижу, Лондону, Берну. За исключением Швейцарии, которая здесь воплощает не моду, а искусство часового дела, этот список можно считать каноническим. На циферблатах тех часов также фигурирует лонг-лист, куда, кстати, включили и Москву, а также Лос-Анджелес, Пекин, Сеул, Дубай, Бангкок, Шанхай, Гонконг.
С Москвой и Россией тематические релизы кроссовок последние годы случаются довольно редко: из последнего можно вспомнить разве что несколько кроссовочных проектов к прошлогоднему чемпионату мира по футболу. И с учетом нынешней политической и экономической ситуации ждать количественного взрыва таких коллабораций вряд ли можно. Поэтому каждому новому проекту радуешься, каким бы он ни был. Такие проекты, даже если продукт не продается глобально, все равно символически наносят страну или город на карту модного мира и работают на резюме нашей местной индустрии в целом намного эффективнее, чем проекты новых модных ассоциаций.
А еще такие проекты дают возможность подумать над важной темой: должно ли в такой коллаборации обязательно быть что-то русское, советское или любое другое локальное? Есть мнение, что да, должно, и оно еще долго будет очень влиятельным. Тут России тоже есть над чем работать: даже со списком очевидных визуальных референсов из национальной истории, актуальных для современной моды, мы еще не вполне разобрались. А каким может быть «российское» без этники или исторических сюжетов вроде яиц Фаберже — тема, над которой еще предстоит много думать. Если мы не хотим говорить про хохлому в широком смысле, стиль императорского двора или конструктивизм, то на чем еще мы можем строить визуальные референсы?
В новых кроссовках Acne Studios for LEFORM ничего этнического или исторического нет, поэтому они и провоцируют этот разговор. Но дать цвету более локальное название, возможно, все-таки стоило бы. Если бы оттенок назвали в честь пирожного «картошка» или, например, серой московской зимы — это был бы не просто совместный проект, но один из редких проектов этой второй категории, за которой, вполне возможно, будущее в современной моде.