Кто такой Шалва Никвашвили — бельгийско-грузинский художник, который сделал шляпы из мусора для последнего шоу Marni
Шалва Никвашвили родился в Грузии и занимался творчеством с самого детства, насколько это позволяли суровые условия постсоветского пространства. Православная семья не слишком поддерживала юношу в его увлечениях и не понимала его идентичности: Шалва рано осознал себя как гомосексуала. Поэтому проблемы самоидентификации и взаимодействия с близкими и стали центральной темой его творчества, когда несколько лет назад он переехал в Бельгию.
Несмотря на то что для подиума Marni Никвашвили придумал фантазийные «мусорные» шляпы, главное направление его работы — маски. Они закрывают голову целиком, порой не остается даже прорезей для глаз, деформируют черты лица или даже формируют новые. «Мой главный интерес — человеческое лицо и то, как оно отражает эмоции, — рассказывает Шалва, — и я подумал, что маски как объекты дадут больше всего свободы для выражения моих идей». Он начал создавать их год назад как способ справиться с трудным периодом в жизни и отрефлексировать прошлое: «За каждой маской — своя история, свое воспоминание. В процессе работы у меня возникает ощущение, что я будто бы помечаю воспоминание ярлыком и кладу его на нужную полку в музейном хранилище».
Художник создает маски буквально из всего — старой одежды, фольги, обрывков бижутерии, кожи, картона, окурков и картошки фри из забегаловок с фастфудом. «Мне нравится то, что люди называют мусором. Мы живем в мире, где нам постоянно промывают мозги, чтобы мы покупали все новое — одежду, технику, мебель. Все время в продажу поступает что-то новое, и мы покупаем, покупаем и покупаем. Люди больше не удовлетворены тем, что имеют, им нужно больше. Поэтому я отказался от использования новых материалов и нахожу свои сокровища на блошиных рынках или же просто на улице. Я люблю брать что-то бесполезное и заставлять себя превращать это в искусство. Ограничение в использовании материалов делает сознание более открытым и творческим». Создание из бесполезного работает и в другую сторону: однажды Никвашвили делал серию масок из овощей, фотографировал, а вечером готовил из них ужин — каждая маска получалась визуальным рецептом блюда.
Чаще всего Шалва сам позирует в своих объектах. То, что маски целиком скрывают лицо, для него вовсе не попытка спрятаться от общества. Напротив, это возможность больше говорить с аудиторией. «Мои маски дают мне уверенность, что я могу поднимать любую тему, обращаясь к людям. Ведь, надевая маску, я как будто меняю свое лицо. Если человеку нельзя о чем-то говорить, то маске — можно», — говорил Никвашвили в интервью журналу Hunter. Художник считает идентичность конструктом, который можно формировать по своему усмотрению. В последние годы, по его мнению, у людей появился для этого дополнительный инструмент — социальные сети, где каждый может выстроить какой угодно образ.
Поэтому главным пространством самовыражения для Шалвы стал его инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) — именно через соцсеть его и нашел креативный директор Marni Франческо Риссо. «Когда я увидел его сообщение, то не поверил своим глазам. У меня крошечный опыт в моде — я учился на дизайнера, но не закончил, к тому же меня попросили создать шляпы, а я ни разу этого не делал. Но оттого эта затея взбудоражила меня еще больше», — вспоминает художник.
Результатом стали разномастные головные уборы — береты, кепки и гротескные шляпы — собранные в характерной для Никвашвили манере из якобы случайных остатков тканей, кусков картона, разноцветного пластика, перьев, будто выпавших из пушистого боа, и клочков меха. В сочетании с подвешенной под потолком рыбацкой сетью, наполненной океаническим мусором, и принтами на рубашках в виде пластиковых бутылок и консервных банок это создавало довольно мощное и цельное впечатление.
В проекте для Marni Никвашвили, как и всегда в своей работе, отталкивался от задачи донести близкие ему идеи широкой публике: «Я хочу менять мир. Сила есть в каждом из нас. И если все мы будем стараться менять мир к лучшему, пусть и каждый по-своему, то однажды все эти политики и сумасшедшие люди потеряют свою власть и перестанут судить нас по нашим сексуальным предпочтениям, цвету кожи, религии и так далее».