Книжная полка: 6 книг о дизайне, искусстве и цвете, которые стоит прочитать
Пол Симпсон, «Код цвета. Небесный голубой, газетный желтый, королевский фиолетовый и другие оттенки в культурной истории цвета»
Мы воспринимаем цвет как нечто естественное и редко вспоминаем о его символике, однако все намного интерес- нее. В своей книге Пол Симпсон сосредотачивается на одиннадцати цветах и рассказывает нам не только о биологии восприятия цвета и истории колористики, но и о том, как цвета выделялись людьми и наделялись смыслом, как обозначали достаток, манифестировали отношение человека к жизни и смерти и, конечно, как восприятие цвета менялось со временем. Это научно-популярная книга, в которой автор попутно знакомит нас с несколькими случаями из истории культуры, которые иногда драматично, а иногда забавно иллюстрируют повествование.
Полин Браун, «Эстетический интеллект. Как его развивать и использовать в бизнесе и в жизни»
Браун много лет занималась брендингом топовых компаний и в своей книге делится опытом на примерах таких известных фирм, как Tiffany, Harley-Davidson, Louis Vuitton, Gucci и многих других. Она показывает, как эстетика продукта работает для бренда и клиентов, как с ее помощью влиять на чувства и эмоции аудитории. Но не менее важно, что автор рассказывает, почему важно развивать собственный эстетический интеллект и то, что называют насмотренностью.
«Мир! Дружба! Дизайн! История российского промышленного дизайна. Диверсификация: 60 лет истории»
Подход к дизайну в России еще недавно был исключительно утилитарный. В советское время даже слово «дизайн» почти не использовали, прибегая к термину «техническая эстетика». Эта книга – сборник статей, приуроченный к открытию масштабной выставки Московского музея дизайна в Новой Третьяковке, которая возвращает публике имена и работы советских дизайнеров, а заодно рассказывает о том, как менялся дизайн с 1993 года вплоть до 2020-х. В каждой главе – истории и дух времени: от утонченного модернизма и космических мотивов до нового футуризма – в бытовой технике, спорте, авиации, транспорте, машиностроении.
Людмила Алябьева, Александр Горбачев и Лев Данилкин, «В защиту мейнстрима»
Сейчас трудно представить эклектику 1990-х и то, как она повлияла на сознание современников и потомков — тех, что выстраивали бизнес, создавали культурные институции, придумывали бренды, смотрели новости, слушали музыку, ходили в магазины, пытались справляться с трудностями. Эта книга очерчивает контуры эпохи, которые со временем размываются. Спортивная одежда, евроремонт, шансон, лженаука, вещевые рынки, полиэтиленовый пакет — крайности и тренды, то, к чему стремились и от чего потом отталкивались, а также то, что позже возвратилось — уже в новом виде.
Владимир Кричевский, «Книга о плакатах»
Кричевского, кажется, знает каждый, кто интересуется графическим дизайном в России: он не только замечательный художник, но и исследователь, историк типографики, иллюстрации, печатной графики. Эта книга основана на собственной коллекции плакатов Кричевского — российских и зарубежных, официальных, подпольных и полуподпольных, созданных с самыми разными целями и в очень разных манерах. Самое ценное здесь — рассказы автора о том, как работает плакат, как на нас оказывает влияние тот или иной визуальный прием, почему так важны композиция, шрифт и техника. Книга не только полезная и интересная, но и веселая — тот самый случай, когда зоркий глаз соединяется с остроумием.
Франческа Граната, «Экспериментальная мода. Искусство перформанса, карнавал и гротескное тело»
Для современной моды утилитарность — буквально возможность надеть в свет костюм, представленный на показе, — уже давно потеряла решающее значение. Дизайнеры намеренно вывели свои творения на границы искусства, перформанса, философского высказывания. Граната, преподаватель школы дизайна «Парсонс» в Нью-Йорке, исследует работы Рэй Кавакубо, Мартина Маржелы, Джорджины Годли, а также необычные кейсы вроде шоу Леди Гаги, чтобы показать, какое значение имеет эксперимент в современной моде, как это развивает наше понимание тела, гендера, медиа, и показывает, какой интеллектуальной и глубокой может быть мода.