Трудный возраст: 5 хороших книг о подростках, которые стоит прочитать взрослым

«Правила жизни» подобрали пять историй взросления, авторы которых работают с российской реальностью — условным «сейчас» или недавним прошлым. Школа в нулевые, комикс о Крайнем Севере, игра в шахматы, которая на деле больше, чем игра, и множество сложных социальных ситуаций.
Трудный возраст: 5 хороших книг о подростках, которые стоит прочитать взрослым
«Правила жизни»

Алена Филипенко, «Лишний в его игре»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правила жизни»

Этот роман очень неплохо вписывается в общий тренд последних лет на истории о взрослении в девяностые и нулевые. На дворе 2004 год. Наши герои — соседи по лестничной площадке, их жизни драматически не похожи. Один живет с матерью, которая страшно пьет, и братом, который над ним издевается. Он работает с 14 лет на хлебозаводе, так как мать постоянно попрекает его деньгами (при этом забирая три четверти его зарплаты), но мечтает поступить в хороший университет и упорно учит математику, стараясь не заснуть на уроках после ночной смены. Другой живет с такой мамой, для которой его благополучие — главная ценность. Она имеет высшее образование и пытается с ним договориться, чтобы тот позаботился об учебе и о своем будущем, но куда там — его влекут ночные гулянки, ему хочется рисовать граффити и чтобы от него наконец отстали. Обстоятельства сложатся так, что один захочет занять место другого — и вот тут-то начнутся приключения. В итоге хороший, чуть ностальгический янг-эдалт с хорошим финалом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дарья Месропова, «Мама, я съела слона»

«Правила жизни»

Как и международный хит «Ход королевы», эта книга не совсем про шахматы. Скорее про то, кто же, собственно, оказывается за игральным столом во время решающей партии, какой путь прошел, какой живет жизнью и, конечно, зачем ему нужна победа и какова ее цена. Эта книга про двух школьниц, которые отправляются на шахматный турнир. Они соперницы и ничего не знают друг о друге, но каждой эта победа нужна позарез. Одной хочется оправдать надежды, другой — обрести независимость. Мы поочередно узнаем их истории, которые происходят не в абстрактном мире, а в современной России, и будем, скрестив пальцы, надеяться на лучшее для наших героинь, ведь даже желанный выигрыш не гарантирует желаемого.

Иван Бевз, «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить»

«Правил жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Трудно сказать, кто адресат этой книги. Дети, которые растут сейчас и которым родители, взрослевшие в нулевые, могут захотеть рассказать о своей юности? Те, кто рос в нулевые и хочет вернуться в юность, чтобы что-то понять о себе? Родители, тех, кто учился в нулевые (если судить по названию книги)? А может, они все? Перед нами два рассказа о событиях двадцатилетней давности. В московской школе, которая находится в самом центре, учатся оба рассказчика: юноша и девушка. Оба они оказываются в жестких школьных условиях и вместе с трудностями жизненного выбора и семейными проблемами получают новый разнообразный опыт — классовой розни, капиталистической экономики, дискриминации, борьбы за власть. Так сложится, что они окажутся по разные стороны и те системы, которые они выстроили параллельно, столкнутся — и тут огребут все. Да, а еще это идеально для книжного клуба — например, как вы говорили в школе: фишки, кепсы или сотки?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Серафима Орлова, «Голова-жестянка»

«Правила жизни»

Мы застаем главную героиню в сложное время: она возвращается в школу после серьезной травмы, которая, очевидно, выделит ее из толпы одноклассников, да еще, к сожалению, влияет на ее реакции. Она старается быть смелой и дерзкой, как бы опередить насмешки других, но довольно скоро мы понимаем, что ее главная угроза — это она сама. Она себя ест и постоянно пытается контролировать все, что происходит вокруг. К тому же ее лучший друг почему-то избегает ее, хотя на той злополучной заброшке, где она получила травму, они гуляли вместе. Это замечательная книга о взрослении, которая за счет не очень надежного рассказчика поразительно реалистично показывает мир взрослеющего человека. Недавно ее переиздали после экранизации (советуем посмотреть, если еще не).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Юлия Никитина, «Полуночная земля»

«Правила жизни»

«Салехард всегда казался мне красочными картонными декорациями города. Настоящий город оказался черным и сложным». Этот комикс — автобиографическая история взросления художницы Юлии Никитиной. Она дана нам прежде всего в ощущениях: слова и картинки волшебным образом передают хрупкость, нежность, одиночество, тоску по тому, чего уже не вернешь. Девочка растет на Крайнем Севере, осваивается и впитывает в себя его чудеса, но потом взрослеет — и вот уже все должно измениться, надо найти свой путь, но как при этом не потерять себя и не потеряться? Хотя, быть может, сначала нужно себя найти?