О пользе секса и вреде (некоторых) гормонов: отрывок из книги «Все о груди» онколога Владимира Ивашкова

В издательстве «Альпина Паблишер» выходит книга врача-онколога, лимфолога и пластического хирурга Владимира Ивашкова «Все о груди. Путеводитель по выдающейся части тела». В ней эксперт доступным языком развенчивает мифы (например, про взаимосвязь использования антиперсперантов и заболеваемости раком), рассказывает о том, что поможет поддержать здоровье груди — и не только. Публикуем отрывок о том, как на молочную железу влияют секс, спорт и гормональные препараты.
О пользе секса и вреде (некоторых) гормонов: отрывок из книги «Все о груди» онколога Владимира Ивашкова
«Правила жизни»

Секс

Сексопатолог — пациентке:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

— Вы пользуетесь еще какими- нибудь средствамиконтрацепции, кроме своего отвратительного характера?

Британские ученые доказали: «Отсутствие секса может вызвать заболевания груди». В интернете нет недостатка статей с таким или похожим заголовком. Связь между сексоми здоровьем груди действительно логична. Как мы помним, грудь — это крайне гормонозависимый орган. А во время секса в нашем организме происходит что? Правильно! Активная выработка гормонов.

Эндорфин, дофамин и серотонин отвечают за приятные эмоции, счастье, удовлетворение от процесса. Окситоцин бурлит в крови в случае эмоциональной привязанности.

Адреналин и кортизол нужны, чтобы выдерживать серьезные физические нагрузки и не чувствовать при этом усталости. А эстроген и тестостерон во время секса отвечают за возбуждение, выделение смазки, расширение влагалища и увеличение груди. Все эти гормоны человек может получить даже при самом пуританском образе жизни, так и передайте британским ученым. Влияет ли секс на размер груди? Определенно да, но это не то, о чем вы подумали. Гормональный коктейль, который попадает в кровь во время полового акта, провоцирует грудь увеличиться в размере непосредственно во время процесса. Между прочим, возможен прирост до 25%! Само собой, крупнее, ярче и заметнее становятся и возбужденные соски.

Усиление кровоснабжения и лимфотока внутри молоч-ной железы длится недолго, в среднем от 3 до 10 минут 42, но оказывает благоприятный эффект на состояние тканей груди. Обмен веществ ускоряется, ферменты внутри клеток получают заряд бодрости. В этом случае половой акт можно сравнить с небольшим штормом, который приходит в залив, где вода плохо перемешивается, застаивается. Большая волна просто смывает весь мусор, освежает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но как только гормональная буря утихает, грудь приходит в свою норму. И, к сожалению, на сегодняшний день у нас нет никаких достойных научных доказательств, что регулярная интимная жизнь может повлиять на размер груди. Даже беременность, когда организм находится под колоссальным гормональным давлением на протяжении 40 недель, кардинально не влияет на размер груди в долгосрочной перспективе. Как только женщина перестает кормить грудью, молочные железы возвращаются к прежнему размеру. Так что было бы слишком оптимистично надеяться, что 10-ми-нутный половой акт (что само по себе оптимистично) может радикально сказаться на внешнем виде женщины.

Еще один миф — что раннее или позднее начало половой жизни (что бы это ни значило) может затормозить рост груди. Подтвердить или опровергнуть этот факт научными методами очень сложно, так что возьму на себя смелость поручиться, что в 99,9% случаев размер груди зависит исключительно от анатомических особенностей женщины и генетического кода, который определяет ее рост, телосложение, длину ног, размер молочных желез и т. д.

В сумме получается, что секс значительно влияет на женскую грудь в моменте, но минимально или никак —на длинной дистанции. Но техника безопасности все же важна: если партнер во время секса травмирует грудь, например слишком сильно сжимает ее, бьет, кусает сосок, теоретически это может вызвать проблемы. Любое из этих действий имеет право на существование в интимной жизни взрослых людей, но не должно становиться причиной физических страданий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спорт

Здоровье, молодость и красота прочно ассоциируются с физической активностью. Для молочной железы это тоже актуально — хороший кровоток и лимфоток в ее тканях не повредят. К счастью, чтобы улучшить показатели здо-ровья, держать тело в форме и снижать риск сердечно-сосудистых и эндокринных заболеваний, не нужно бегать марафоны или быть первой ракеткой мира. Бонусы для здоровья, по мнению ВОЗ, начинаются от 150 минут физкультуры в неделю. Но важно, чтобы выбранная активность была в радость: тогда и заниматься захочется регулярно, и нужные гормоны, например эндорфин, будут синтезироваться охотнее.

Доктор, а как же постоянное растяжение тканей груди, ведь она хаотично двигается во время бега, прыжков и даже банальных наклонов? Обвиснет же раньше времени! Тут ответ простой: заниматься спортом нужно в пра-вильно подобранном спортивном белье. Предназначенные для фитнеса бра плотно фиксируют грудь и значительно уменьшают амплитуду колебаний молочной железы во время занятий.

Приведу крохотное, но показательноеисследование ученых из Университета Мемфиса (США). 12 женщин с объемом груди B, С и D бегали в разных спор-тивных бра и без, и результат получился однозначный: специальное белье для фитнеса обеспечивает должную поддержку груди, улучшает эффективность бега, снимает нагрузку со спины. Кстати, благодаря тому что бюстгальтеры для фитнеса уменьшают воздействие гравитации, их можно использовать и при кормлении грудью. Если это удобно женщине, конечно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще один совет — обязательно надевайте специальную защиту для груди, если вы занимаетесь боевыми искусствами. Удары и травмы молочной железы — болезненная и ненужная штука.

Гормональная контрацепция

Гормональные препараты, которые подавляют развитие яйцеклетки и овуляцию, — суперудобный способ защититься от нежелательной беременности. Но у большинства людей все эти комбинированные оральные контрацептивы(КОК), вживляемые капсулы, спирали и пластыри вызывают множество опасений и тревог. Как это повлияет на мое здоровье? Будет ли увеличиваться вес? Может ли возникнуть рак? Вызывает ли гормональная контрацепция зависимость?

Первое, что важно понять: принцип действия этих методов предохранения (таблетки, пластыри, спирали или кольца) и состав препарата плюс-минус идентичный. В организм женщины ежедневно каким-то путем: пероральным, вагинальным или через кожу и кровь — доставляется определенная доза гормонов, подавляющая собственный гормональный фон женщины.

Два главных компонента таких препаратов — это хорошо известные нам эстроген и прогестерон. Когда мы говорим о безопасности КОК, побочных эффектах и связи с раком молочной железы, очень важно понимать, что не все КОК одинаковы. Первые монофазные препараты действительно значительно повышали риск развития РМЖ, но при приеме препаратов нового поколения эти риски значительно ниже.

Тем не менее мы до сих пор не можем достоверно от-ветить на вопрос, вызывают ли противозачаточные средства рак груди. Ученые по всему миру каждый год проводят десятки исследований в попытках доказать или опровергнуть эту связь, однако стопроцентно железобетонных доказательств нет. Тем не менее я поделюсь с вами самыми последними данными о связи КОК и злокачественных образований.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рак молочной железы

Согласно современным исследованиям, оральные контрацептивы действительно увеличивают риск рака молочной железы — примерно на 7%. Однако в данных исследова-ниях речь идет об относительном риске. Условно, если стандартный риск составляет 1 случай на 15 человек, то после приема оральных контрацептивов мы получаем 1 случай на 14 человек. Зато есть хорошая новость: доказано, что с отменой препаратов риск возвращается к стандартному.

Рак шейки матки

Риск этого вида рака также возрастает при приеме оральных контрацептивов. По данным разных научных наблюдений, увеличение составляет до 10% в зависимости от срока приема препарата. После отмены КОК риски также возвращаются к норме.

Рак яичников

А тут новость очень даже приятная. Прием КОК снижает риск развития рака яичников и эндометрия на серьезные 30–50%. Причем интересно, что этот профилактический эффект сохраняется и после прекращения приема гормональных препаратов. Этот феномен пытается объяснить одна популярная теория. Считается, что яичники женщины никогда столько не работали, как в наши дни. Раньше женщины рожали намного больше детей, что давало яичникам определенный отдых, поэтому сейчас гормональная контрацепция служит своеобразным отпуском для яичников, что, вероятно, способствует снижению риска рака.

Есть еще одна интересная особенность, относящаяся к носительницам мутации в гене BRCA 2, который, как известно, значительно повышает риски рака яичников и рака молочной железы. При приеме КОК вероятность развития рака яичников у таких женщин также снижается, то есть эта кон-трацепция может служить профилактическим средством.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Риск развития рака выше нуля, если женщина принимает гормональные контрацептивы — это факт. Однако есть ряд заболеваний молочной железы, при которых КОК становятся основным инструментом лечения. Например, эти препараты используют для снижения предменструальной масталгии — болезненности, повышения чувствительности и набухания молочных желез.

На фоне приема КОК снижается и риск развития доброкачественных изменений в железе. При этом самый низкий риск у женщин, длительно принимавших контрацептивы до первой беременности. В The Oxford Family Planning Association Study отмечено снижение частоты фиброзно-кистозной болезни на 30%, фиброаденомы на 60% и узлообразования молочных желез на 40%, а также более низкий риск протоковой гиперплазии.

Аборт и рак груди связаны?

Самое крупное исследование в попытках найти связь между прерыванием беременности и раком молоч- ной железы было проведено в Дании в 1990-х гг. В нем приняли участие женщины, рожденные между 1935 и 1978 гг., — всего около 1,5 миллиона человек. Такая огромная выборка стала возможной потому, что в Дании скрупулезно ведутся базы данных пациентов с детали- зацией по самым разным проблемам. Датские ученые сравнили два регистра — женщин, которые в течение жизни делали аборт, и раковый регистр. Выяснилось, что среди женщин, сделавших аборт, количество тех, кто потом заболел раком молочной железы, сопоставимо (или равно) с результатами по группе женщин, которые никогда искусственно не прерывали беременность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Позже подобные исследования проводились в раз- ных странах, и всегда с одинаковым результатом: аборт не увеличивает риск развития РМЖ.

Заместительная гормональная терапия (ЗГТ)

Гормональные препараты во время менопаузы — еще более сложная и неоднозначная тема, чем гормональные контрацептивы. Научные данные о такой терапии настолько противоречивы, что мне не хочется делать выбор за вас. Я просто поделюсь фактами, а вы при необходимости сами примете решение, нужна ли вам ЗГТ.

Во время менопаузы количество эстрогенов, которое вырабатывают яичники, падает, и наступает климакс с егохарактерными приметами — нервозностью, приливами, дис- комфортом во время полового акта, перепадами настроения, потливостью. Чтобы облегчить эти симптомы, используется заместительная гормональная терапия — различные формы препаратов для восполнения эстрогена. Как можно догадаться, у этого метода есть и плюсы, и минусы. Это же настоящие препараты, а не какие-то непонятные БАДы.

В 2002 г. международная организация WHI (Инициатива по охране здоровья женщин) сообщила о повышенном риске развития рака молочной железы, инсульта и венозной тромбоэмболии среди женщин, которые прибегли к заместительной гормональной терапии. Эти данные наделали много шума, а результаты заставили тысячи женщин отказаться от ЗГТ. Но давайте разберемся в деталях — как известно, в них вся суть.

После упомянутого доклада WHI количество назначений ЗГТ в США сократилось за один год примерно на 40%. В европейском опросе, опубликованном в 2016 г., 61% женщин заявили, что не рассматривают возможность приема ЗГТ, потому что боятся повышенного риска рака молочной железы (25%), сердечно-сосудистых заболеваний (34%) и увеличения веса (26%).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2017 г. появилось исследование, которое показало повышенный риск любого рака среди тех, кто когда-либо принимал заместительную гормональную терапию, — на 9%. Цифра ненулевая, но и не слишком большая. Риски ниже при использовании только эстрогенов и увеличиваются с возрастом, достигая пика у женщин старше 70 лет. Итак, первые объективные выводы звучат так: прием ЗГТ после 70 лет однозначно неблагоприятен. Именно поэтому Североамериканское общество менопаузы рекомендует начинать ЗГТ до 60 лет или в течение 10 лет после наступления менопаузы, поскольку в этом время соотношение пользы и риска наиболее благоприятно. Отдельно подчеркну: результаты исследования WHI показали увеличение относительного риска рака молочной железы у лиц, принимающих ЗГТ. Если рассмотреть этот риск в абсолютном выражении, получаем всего 9 дополнительных случаев РМЖ на 10000 женщин. Для сравнения: прием 35–44 граммов алкоголя (3–4 бокала вина) в день повышает риск развития рака молочной железы на 32% по сравнению с полным отказом от алкоголя. А лишние 5 килограммов за 4,5 года повышают риск развития рака молочной железы в течение 7,5 года после прибавки веса в возрасте до 50 лет на 37%56.

Увеличение числа случаев рака молочной железы у пользователей ЗГТ уже наблюдалось 20 годами ранее, в 1997 г., при анализе группы женщин, которые использовали препараты с эстрогеном в течение 5 лет или дольше. При этом не было отмечено значительного превышения частоты рака молоч- ной железы через 5 или более лет после прекращения применения ЗГТ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разбирая все эти исследования, важно понимать, что не все методы проведения ЗГТ одинаковы. Некоторые специалисты полагают, что трансдермальные эстрогены (пластыри) воздействуют мягче, чем таблетки, из-за разницы в уровнях эстрогена в ткани молочной железы и сыворотке крови. Однако серьезные исследования, сравнивающие влияние разных форм эстрогенов на риск развития рака молочной железы, отсутствуют. Зато ученые разрабатывают такие молекулы эстрогена, которые не оказывают специфического воздействия на ткани молочной железы и при этом устраняют симптомы климакса.

Один из примеров такого модифицированного эстрогена — новый класс молекул TSECs (тканеселективные комплексы эстрогена). Данные вещества представляют собой комбинацию эстрогенов и SERMs (селективные модуляторы рецепторов эстрогена). Препараты подобного типа (например, базедоксифен) гарантируют профиль безопасности для эндометрия, устраняют симптомы климакса и в то же время противодействуют активному делению клеток, которое провоцирует эстроген. Кроме того, базедоксифен не влияет на возрастные изменения плотности молочной железы.

Что это значит? Например, если в 60 лет начать принимать стандартную ЗГТ, то через несколько месяцев после приема препаратов снимки маммографии до начала приема ЗГТ и после будут отличаться — молочная железа как бы омоло- дится под воздействием гормонов. Возрастет ее плотность, четкость границ долек и протоков. Хорошо ли это? Пере- иначивая известную поговорку: «Не буди спящего медведя».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если медведь уже отправился на покой, а его кто-то растревожит, зверь ведет себя неадекватно. По аналогии, стимуляция уже ушедших в спячку тканей молочной железы гормонами — игра с высокими рисками и непредсказуемыми результатами. Препараты с TSECs данного эффекта не дают, картина на маммографии не меняется с течением времени, что позволяет предположить лучший профиль безопасности в отношении рака молочной железы по сравнению с терапией эстрогестинами. Хотя, подчеркну, данных крупных рандомизированных исследований на эту тему пока нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На риск развития рака молочной железы также влияет продолжительность лечения и интервал между наступлением менопаузы и началом ЗГТ. Повышенный риск обычно наблюдается, если заместительная терапия длится более 5 лет, и угроза РМЖ значительно снижается через 5 и более лет после прекращения применения ЗГТ.

В нескольких исследованиях сообщалось, что временной интервал между наступлением менопаузы и началом лечения ЗГТ может влиять на риск развития рака молочной железы, причем более высокий риск у женщин, которые начинают ЗГТ в течение года после наступления менопаузы.

В моей практике был показательный случай. На прием пришла красивая ухоженная женщина лет 45. Она принимала ЗГТ в профилактических целях, до наступления менопаузы, чтобы дольше сохранять прекрасный внешний вид. И это ей действительно удалось. Жаловалась она на уплотнение в молочной железе. Как потом выяснилось, это был рак. Важная деталь — прием ЗГТ женщина начала за компанию со своей подругой, у которой в результате обследования тоже нашли рак груди. Я не могу на 100% утверждать, что именно препараты стали причиной болезни. Но и в со- впадение тоже не очень верю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Учитывая хаос в исследованиях, лично я склоняюсь к тому, что отказ от ЗГТ — предпочтительная стратегия. По крайней мере до тех пор, пока наука точно не установит все риски и последствия. При этом я не имею права отговаривать кого-то от ЗГТ. Но важно, чтобы специалист на консультации оценил семейную историю, наследственность, другие риски и только после этого назначал прием препаратов. Причем выбор должен быть сделан в пользу самых современных лекарств.