«Любовь, проснись!»: арабская сказка на новый лад, написанная Валерием Печейкиным
Д — Т — Д’ есть действительно всеобщая формула капитала, как он непосредственно проявляется в сфере обращения. Карл Маркс, «Капитал», том I
Любовь была сиротой. Отец ее некогда был мудрым ученым и мечтал открыть новый элемент. «Если я открою его, то назову в честь дочери – любовий!» Но смерть унесла его в зрелости лет, оставив дочь на руках матери. Та воспитала ее скромной и усердной, а природа дала ей красоту и крепкое здоровье. Увы, судьба не сделала их богатыми. Но Любовь всегда помнила слова отца: «Ищи не богатство, а исток богатств».
Любовь решила посвятить свою жизнь изучению экономической науки. Откуда берутся деньги? Одни ученые говорили, что это особая бумага, а другие – что они подобны бесплотному эфиру. Почему существуют богачи и бедняки? Одни ученые говорили, что дело в положении звезд в момент рождения, а другие – что у богатых нет дыр в карманах, через которые у бедняков выпадают деньги. Можно ли сделать так, чтобы все жили богато? Одни ученые говорили, что это невозможно, а другие говорили, что можно, но только за деньги.
Целые дни проводила Любовь за мудрыми книгами. Запах библиотеки нравился ей больше аромата духов. «Я не могу позволить себе "Шанель номер пять", но могу все четыре тома "Капитала" Маркса», – шутила Любовь. Но не с кем ей было поделиться этой шуткой, не было у нее друга. Любовь была одинока. За окнами библиотеки шумели деревья и пели птицы, а в зале гудел кондиционер и скрипели стулья. Их монотонный звук усыплял редких посетителей. Старик-библиотекарь в толстых очках немного напоминал ей отца. Он был дряхл и часто путал книги: вместо Карла Маркса приносил Омара Хайяма. Однажды Любовь попросила его найти книги о рабском труде, а он принес ей арабские сказки. Любовь взяла книгу с заголовком «Тысяча и одна ночь», открыла ее и, ожидая книги о рабстве, начала читать.
Это был новый мир – в этой случайной книге, раскрытой на случайной странице. Золото здесь возникало не из рудников, а из-под копыт волшебной газели. Любовь начала читать истории одну за другой, страницу за страницей, не в силах остановиться. Книга в ее руках, казалось, росла как мозаика. Любовь не заметила, как наступил вечер, глаза ее стали слипаться. И вот голова ее наполнилась тяжестью, стала клониться ниже и ниже, пока не уткнулась в книгу. Она уснула.
Любовь открыла глаза. О небеса! Где же она? Это была уже не библиотека, а новое, незнакомое место. Чьи-то безразмерные покои. Пол был устлан пышными коврами, а воздух наполнен ароматом благовоний. В полумраке горели лампады. Большая и опасная кошка прошла мимо, в клетке под темным потолком сидел попугай. Сразу несколько молодых женщин смотрели на нее. «Я в гареме!» – поняла Любовь. Тут распахнулись двери, вбежала какая-то кривоглазая старуха, цыкнула, и все девушки покорно уткнулись в пол. Единственная, кто не склонила голову, была Любовь. Она увидела перед собой высокого старика, его большая голова была украшена копной седых волос. А какова была борода! Невероятная борода, словно клубки муки, нити сахара, сладкая шерсть! Не борода, а пашмак!
– Кто ты такая, что не склоняешь голову? – громко спросил старик.
– А кто ты, чтобы я, гражданка России, склонялась перед тобой? – ответила Любовь.
– Я хан Омаркс, владыка Дубая. Здесь все принадлежит мне.
– А я Любовь Коврова из Дубны. И единственный мужчина, пред кем я преклонялась, был мой отец – заслуженный деятель науки.
– Наглячка! – крикнула старуха и уже было замахнулась на Любовь, но Омаркс остановил ее взмахом руки.
– Я вижу, что ты дерзкая. Но так ли ты светлоголова, как и светловолоса?
– Испытай меня и узнаешь.
– Смотри, на кону твоя жизнь.
– Жизнь моя в руках Бога. Без его воли ни один волос не упадет ни с моей головы, ни из твоей бороды. Спрашивай же!
– Слушай же! Я богаче всех ханов Востока. Мои деньги рождают деньги, как я родил своего сына. Богатство умирает, если не становится больше. Так и сын должен быть больше отца. Однако мой сын меньше меня... Он способен только тратить, но не накапливать. Не понимает природы земных благ. Знаешь ли ты, где лежит источник моих богатств?
– О хан Омаркс! Судя по тому, что ты говоришь со мной по-русски, источник твоих богатств лежит в русской земле. Там, где лежат все мои предки и твои соперники. Над ними текут реки, плывут облака, но недвижная земля – она родила твои сокровища. Поэтому твои блага – земные.
– О женщина! Удивительное творение Творца! Все прочие женщины были для меня как перстни, но тебя не наденешь на палец. Тобой надобно покрывать голову, как тюрбаном! Иди же к моему сыну. И если ты пробудишь его дух своими речами, то я отдам тебя ему в жены. Но если не сможешь его переменить, то, клянусь, я найду для тебя место похуже Дубны!
Сын хана был болен хандрой. Некогда прекрасный и сильный, как орикс, юноша превратился в слабого и безвольного ханурика. Целые дни он проводил, лежа в ванне с вином, разглядывая портреты наложниц, одна красивее другой. Поэтому, когда пришла к нему Любовь, он принял ее за одну из женщин на одну ночь.
– Меня зовут Любовь, – сказала она.
Но юноша лишь усмехнулся: ему незачем было запоминать имя той, кто вскоре станет лишь воспоминанием.
– Я вижу, что ты как зверь в капкане. Ты попал в ловушку страсти. Страсть – женщина – страсть-штрих. И страсть твоя лишь становится больше. Ты распаляешь желание похотью, как огонь раздувается ветром. Ничто не может его утолить.
Юноша с интересом посмотрел на Любовь.
– Меня зовут Сережа, – сказал он. – Отец мой не всегда был ханом Омарксом. Когда он был молод, как я, то родился в России. Там же он обрел свое богатство. Там его источник. Сначала я думал, это бронза, потом – серебро, потом – золото. Но отец говорит, что источник в другом. Что же это? Не знаю...
– То, что не продается, но ты пытаешься купить. То, чем полна родина твоего отца... И твоя родина, Сережа.
– Что же это?
– Весь ответ – это мое имя. Любовь. Любовь, которую даешь человеку, прирастает сама по себе. Любовь – человек – любовь-штрих. Человек, который делится любовью, вырастает как человек. Любовь – подлинный источник блага в мире. И я... – она опустила глаза, – готова подарить ее тебе.
– Бесплатно?
– Да. «Любовь!» – воскликнул юноша. Выскочил, как нагой Архимед, из ванны и побежал к отцу. Бросился в ноги и воскликнул:
– Я был как корова, которая прошла через весь Багдад, но увидела в нем только клочки сена и арбузные корки. О, как же я был слеп! – сокрушался сын. – Стоило поднять голову и увидеть купол любви над миром! Источник всех богатств – любовь!
– Поднимись! Теперь ты не только мой сын, но и наследник, – ответил отец. Они обнялись и расплакались.
И рассказал ему хан Омаркс, как однажды открыл в России рудник любви. В тот день он, еще не Омаркс, а простой комерс, гулял по полю с собакой, когда она вдруг потянула его к разлому в земле. Отсюда на поверхность выступало нечто. Какое-то неизвестное вещество, подобно золотисто-розовой пене, словно там, под землей, шел пир Гелиогабала. Это была лава любви. Тот самый элемент любовий, который искал отец Любови в лаборатории, но который был найден в природе. Его рождала земля в Московской области. Вскоре здесь появится большой карьер: Омаркс начнет добычу любовия. Сюда съедутся люди со всей страны. Работать они будут не за деньги, а за улыбку. Увидев ее в густой бороде Омаркса, они еще усердней принимались за свой тяжелый труд. Так они добывали любовий днями и месяцами, ничего не требуя взамен.
Вскоре у Омаркса родился сын. Прекрасный мальчик, но слабого здоровья. Врачи сразу сказали, что ему нельзя проходить армейскую службу и обязательно нужно переменить климат. Единственное место на земле, которое ему подходило, называлось Дубаем. Но как туда ехать? Как там жить? Работники Омаркса, услышав о его беде, решили ему помочь. Они собрали кто сколько мог обычных денег. И вышло около двух миллиардов долларов. Работники положили их в простенький мешочек для специй и передали Омарксу: «Это наше пожелание здоровья твоему сыну!» Омаркс, увидев это, расплакался, обнял своих работников. Он не хотел покидать родной город, но здоровье сына было в смертельной опасности. Омарксу пришлось уехать вместе с сыном. Приехав в Дубай, он его купил. Здоровье сына сразу пошло на поправку. Каждый день он записывал видеооткрытки для работников отца. Они смотрели и радовались. «Я обязательно вернусь!» – говорил сын, лежа под пальмой на острове Пальма Джумейра. Однажды рядом с ним появилась красавица-жена Любовь.
– Друзья, привет! – сказала она. – Я как жена должна быть рядом с мужем. Нам бы очень хотелось вернуться на родину, но здоровье мужа, увы, не позволяет. И, как говорят врачи, здоровье будущего ребенка – тоже. О судьба и климат! Но мы не унываем. Ведь, несмотря на расстояние, мы вместе. Мы вас любим!
***
Любовь тем временем все еще спит, голова ее покоится на книге арабских сказок. На нее смотрит старый библиотекарь. Он тихо гасит свет и прикрывает дверь. Старик оставляет Любовь спать. Ибо зачем прерывать счастливый сон?