Литературный номер «Правил жизни»: рассказ Ивана Шипнигова «Лес»
иван
шипнигов
лес
Филолог, журналист, сценарист, Шипнигов использует в своей прозе любой опыт, любой навык, он впитывает как губка все, что встречает на своем пути. В романе Шипнигова «Стрим», который вошел в короткие списки премий «Национальный бестселлер» и «НОС», впечатляет собранная фактура — цены в магазинах, привязка характеров к быту, одежда, книги, телефоны, но прежде всего — язык. Литературный критик Константин Мильчин подметил, что Шипнигов — один из немногих современных писателей, кто не пытается сформировать «свой язык», но исследует, собирает те языки, что уже есть вокруг и среди нас. Эта попытка кажется успешной, что прекрасно обыгрывается формой романа, несколько гипертрофированным сюжетом, напоминающим сценарий сериала. К слову, Иван Шипнигов — соавтор сериала «Руммейт», главные герои — четверо молодых людей, снимающих квартиру в сталинской высотке, каждый из них представляет отдельный социальный и языковой типаж, равно как и другие персонажи, соседи по дому — престарелая балерина, юный британец, ремонтники из Таджикистана.
Аудиоверсию рассказа можно прослушать в «ЛитРес: Подписке»
Активируйте промокод PRAVILAMAG и получите первый месяц ЛитРес: Подписки со скидкой 50% за 199 рублей.
иллюстратор Наталия Ямщикова
— Время как будто замедлилось.
— От чего оно у тебя замедлилось? Еще же даже не доехали.
— Не, я не про это. Обычно же считается, что в детстве время идет медленно, а потом постоянно ускоряется. Чем ты старше, тем быстрее все происходит. А сейчас такое время, что наоборот: время замедлилось для всех.
— Для меня ничего не замедлилось. Ничего вообще не успеваю, как проклятый.
— Да я не про это. Не про работу, не про свободное время. Вот! Время теперь всегда свободное.
— Ну я рад за тебя.
— Да блин, как бы объяснить. В плохом смысле свободное. Сейчас происходит очень много всего. Никогда столько не происходило...
— ...И вот опять.
— ...А в то же время ничего не меняется. Мы постоянно в одной и той же точке.
— Вот мы сейчас доедем до нашей точки, и все сразу изменится в лучшую сторону.
— А сколько ехать еще?
— Полчаса — минут сорок максимум. Но потом еще идти. Помнишь, в прошлый раз сколько шли по этому оврагу? Часа полтора, наверное.
— Потому что я сразу сказал, что не надо в эти Раменки ехать.
— Но нашли же мы в итоге.
— Кто мы-то? Я нашел. Потому что я чувствую такие места. Вот, кстати, парадокс, да: я обычно на местности вообще не ориентируюсь. А там я сразу чувствую, какое дерево, где копать. Ты меня поэтому и берешь.
— Я тебя беру потому, что ты сам меня постоянно уговариваешь.
— Да...
— Так что ты там про время рассуждал?
— Время сейчас идет очень медленно, хотя должно быть наоборот. За день столько всего происходит, а вечером ложишься — и уже ничего не помнишь.
— У меня, например, сейчас такое ощущение, как будто у тебя есть, а ты меня позвал съездить из жадности, чтобы еще взять. Но ты вроде трезвый. Хотя у тебя же размытая грань между этими состояниями.
— Поясню на примере.
— Поясни.
— Я однажды отдыхал на пляже на Финском заливе с девушкой. Мы съели там в кафешке какую-то шаурму, она нормально, а у меня началась непроходимость кишечника, и меня увезли в питерскую «больницу для бедных». Или не надо этот пример...
— Не надо.
— Да, он не подходит. Хорошо, вот тебе хороший пример. Тебе никогда не казалось, что альбом длится гораздо дольше, чем он на самом деле звучит?
— Хороший пример, да. Еще непонятнее стало.
— Потому что когда ты слушаешь какой-то альбом много раз и каждый раз переживаешь его как-то иначе, то переживания у тебя накапливаются, как бы спрессовываются, и в этом одном альбоме получается спрятано много времени твоей жизни.
— Не знаю. Я вообще альбомы не слушаю. У меня там набросано чего-то в одну папку.
— Да, ты же не меломан. — А ты у нас меломан. Сколько ты уже одного своего Скриптонита слушаешь?
— А я не про Скриптонита. Я про детство.
— Давай лучше про детство, а не про то, что у тебя там спрессовывается и накапливается.
— Я в детстве заработал магнитофон.
— Помыл посуду несколько раз, и тебе купили магнитофон. История.
— Ты не сравнивай свое детство и мое. Ты в Москве вырос, в интеллигентной семье. А я вырос в деревне. И магнитофон мне купили за то, что я гнал самогон.
— Таак.
— Сестра выходила замуж. Деревенская, повторяю, свадьба. Много гостей, водки столько не купишь. Все по традиции гонят самогон. Да он и лучше водки.
— Правда?
— Не знаю, я же его не пробовал.
— Ты прямо как в кино: никогда сам не употребляй то, чем торгуешь.
— Да мне тринадцать лет было. Год, наверное, двухтысячный или две тысячи первый максимум это был. В общем, самое начало нулевых. Плюс это же дома все было, как бы я его попробовал. Хотя хотелось, да.
— Так попробовал бы незаметно.
— В деревне ничего незаметно сделать нельзя. Сестра с мужем готовились к свадьбе, ничего не успевали. И попросили меня погнать самогон. Конечно, я могу этого не делать, сказали они, и это было бы без обид, потому что это вообще-то не детское дело.
— Ну вообще как бы да.
— Тебе сложно понять, ты вырос в Москве в интеллигентной семье. А мне пообещали, если я соглашусь, магнитофон. С дисками. Новый. А у меня был старый, еще советский, с одними кассетами, где кассету надо было на карандаш мотать. Разве я мог отказаться?
— Да даже я бы не отказался.
— Вот. И я неделю где-то гнал самогон.
— А как его гонят?
— А, кстати, я не знаю, сейчас вообще это легально — гнать самогон?
— А мы сейчас за чем с тобой едем?
— Ну да... Но бухло же вообще легально. А вот гнать его самому? — По-моему, ты сейчас вообще не о том переживаешь. Рассказывай, как ты его гнал.
— Сначала бродит брага. Бражка, как у нас говорят. Ее, кстати, можно отдельно пить, но это считается не очень.
— Почему?
— Ну типа тебе так сильно надо, что ты не можешь дождаться нормального продукта.
— Очень твое.
— Короче! Во фляге бродят дрожжи плюс сахар.
— Во фляге — реально? Как для коньяка, плоская такая?
— Ты издеваешься? Фляга сорок литров. За ягодой еще в тайгу ее берут. Но это надо отдельно рассказывать.
— Пока не надо. Бродят дрожжи плюс сахар, дальше что?
— Дальше надо его выгнать.
— Выгнать бухло — круто.
— Да. Брагу ставят на огонь. Из фляги идет трубочка, она соединяется со змеевиком, такая спиралька, которая, в свою очередь, стоит в баке с холодной водой.
— Фляга, брага, баки, что за детство у тебя было...
— Нормальное детство. Это же уже начало нулевых было. Плюс мне магнитофон за это купили. В общем, брага кипит потихоньку, испаряется, и она должна конденсироваться в этом змеевичке. А для этого вода в баке должна быть постоянно холодная. А она постоянно от змеевика нагревается! И ты должен ее постоянно обновлять. И это и есть — гнать самогон. Самогонку, как еще у нас говорят. Он, то есть она, капает из змеевичка. Капает ритмично и мелодично. И я сидел, обновлял воду, менял баночки, когда накапывала полная. Обычные банки литровые для молока. Потом их надо переливать в трехлитровые. И вот тогда для меня впервые замедлилось время, как в самом раннем детстве. Я гнал самогон и чувствовал себя совсем мелким. А потом мне купили магнитофон.
— Да. История.
— С дисками. Такой серый, с закругленными колонками, очень стильный магнитофон. Мафон, как у нас говорили.
— У нас тоже так иногда говорили.
— Вот. В двухтысячном году это был полный хай-тек. Там можно было слушать кассеты, радио и диски, главное диски. Все остальное было мне безразлично. Собственно, первый диск, который мне купили вместе с мафоном, — «Титаник» «Наутилуса».
— «Брат», ага.
— Да не «Брат», а что сестра нашла, то и купила. Хотя угадала, конечно. Тогда внутри постоянно играла музыка. Вот эта гитара в начале самой песни «Титаник», я ее до сих пор могу в голове в любой момент послушать. И вообще весь альбом. Потому что я его года два потом гонял по несколько раз в день, пока он от царапин зависать не стал. Хотя протереть спиртом — он снова играл.
— Самогоном протереть.
— Да ну тебя.
— Извини.
— С тех пор я не люблю виски. Потому что оно на самогонку похоже.
— Ты же его не пробовал.
— Да я и не пью вообще давно.
— А когда пил, то что в основном?
— Я коньяк.
— Мы, кстати, приехали вроде.
— Что-то я увлекся своей ностальгией и даже не заметил.
— Пойдем. Только ты будешь тихо говорить, ладно?
— Да я уже, в общем, все рассказал. Слушай, тут опять, что ли, овраг?
— Получается, да.
— Но это же не Раменки.
— А ты думаешь, только в Раменках есть овраг?
— Ладно, найдем. У меня предчувствие хорошее. И короче. Этот альбом мне с тех пор кажется очень-очень длинным. Время на нем замедляется.
— Я сразу понял, что ты еще не все рассказал. Тише только говори.
— Да. Но это было только начало истории.
— Ох.
— Точнее, предыстория. Когда мы с Соней купили дачу, первое, что я увидел, когда зашел на кухню, — думаешь, что?
— Флягу с брагой.
— Магнитофон. Тот самый. С дисками.
— Офигеть. А диски к нему есть?
— Не. Не найдешь уже дисков. Я слушаю на нем радио.
— Какое радио?
— Такое, не очень. Оно рассказывает все эти новости, которых очень много за день происходит, но из-за которых мы все время в одной точке. Странное радио.
— Зачем ты его слушаешь?
— Только оно почему-то там ловит. У магнитофона антенна обломанная.
— Так не слушай ничего.
— А я из-за него в такое странное состояние вхожу.
— Мне кажется, тебе не нужно странное радио, чтобы входить в странное состояние.
— Двадцать лет назад я гнал самогон для свадьбы сестры, которая заменила мне родителей, и за это мне купили магнитофон. А теперь мы с женой купили дачу, делаем там ремонт, обустраиваемся, и я отмываю кухню под странное радио на том же самом магнитофоне. Вот это я и хотел сказать — время замедлилось. Или, по-другому можно сказать, спираль времени произошла.
— Змеевик времени. Слушай, а мы пришли, кажется.
— Ты же говорил, полтора часа идти.
— Это в прошлый раз мы неправильно пошли, и поэтому полтора часа. А сейчас правильно.
— Что-то я пока не чувствую ничего.
— Ты не чувствуй, а, во-первых, тише говори. Во-вторых, посвети сюда. В-третьих, да, это оно.
— Да. Теперь почувствовал.
— Знаешь, где копать? Где бумажки?
— Не. Бумажки случайные. А вот бутылка разбитая настоящая. В смысле специально сюда положенная. А это даже не бутылка. Банка. Слушай, реально литровая банка — как для молока, откуда она здесь? В смысле откуда они ее взяли?
— Мне кажется, ты сейчас вообще не о том задумался. Копай.
— Копаю.
— Есть?
— Есть.
— Пошли.
— Хорошо тут. Как на даче.
— Пошли! — Да. А теперь для меня самое замедленное время — у Скриптонита.
— Я не сомневаюсь.
— Не, потому что я его слушаю даже еще больше, чем тот первый диск. Мне кажется, назад когда поедем, надо будет включить.
— Не надо.
— Ладно. Мне иногда кажется, что ты меня берешь с собой как этого, специального трюфельного поросенка, который эти непонятные грибы находит, которые никто больше не может найти.
— Вообще-то это ты меня постоянно уговариваешь съездить.
— Да... — И кажется, это мы в последний раз так ездим. Потому что сайт-то закрыли.
— Закрыли этот, другие откроются.
— Когда еще это будет.
— А мне знаешь, кажется, как будет?
— Тише говори. Выключай фонарик. Вон машина.
— Слушай, мы как-то очень быстро сегодня.
— Ничего не быстро, еще назад ехать.
— А по ощущениям быстро. Вот, я про это и хотел рассказать.
— Еще одна история для примера на полчаса — сорок минут.
— Не, тут пример не нужен, тут понятно. Ты замечал, что если вечером время замедляется, то на следующий день оно, наоборот, ускоряется?
— У тебя когда дети будут, знаешь, как время ускорится.
— Ну как бы побочка. Равновесие. Справедливость. Вчера сжалось, а сегодня распрямилось. Как пружинка.
— Спиралька. Не знаю, не замечал.
— И знаешь, мне кажется, как будет? Если сейчас мы живем в замедленном времени, то потом оно по закону равновесия распрямится и ускорится. Все плохое закончится. И, может быть, даже начнется что-то хорошее.
— Самогон будем гнать.
— Не, ну представь, разрешат выращивать?
— Не думаю. — Я бы на даче выращивал.
— Ты сейчас, главное, ничего на даче не выращивай.
— Сейчас и так работы много. Ремонт, обустраиваемся. Плюс там негде выращивать, там везде трава, я ее кошу, хочу газон аккуратный сделать, чтобы прямо как в Европе. Знаешь, как круто косить косилкой! Когда мы обустроимся, вы в гости к нам приедете, я тебя научу косить, хочешь?
— Пока не очень. — Будем все вместе сидеть на даче, ничего не слушать и ничего не бояться. Поехали!
— Уже три часа. Мне кажется, мы будем долго ехать. Ладно, давай послушаем что-нибудь твое. Сейчас найду этот альбом. «Титаник», да?
— Не надо. Потому что, кроме замедленного времени, есть еще тишина.
— Я бы хотел немного тишины, да. Но ты же сейчас начнешь рассказывать, как ты с баком в тайгу за ягодами ездил.
— С флягой. И «за ягодой», у нас так, в единственном числе, говорят.
— За одной ягодой в тайгу — круто.
— Тишина.
— А что за история была на Финском заливе с девушкой?
— Очень громкая тишина.
— Ну ладно, не хочешь, не рассказывай.
— Просто оглушительная тишина.
— Ну приедем, будет тебе тишина.
— Не. Внутри сейчас тишина. Одна и та же, много-много раз — тишина.