Джоан Роулинг против кибертроллей: каким получился новый роман про детектива Корморана Страйка «Чернильное сердце»?
Действие шестого романа о расследованиях частных детективов Корморана Страйка и Робин Эллакотт происходит в Лондоне в 2015 году. Как обычно, Роулинг соблюдает некоторую дистанцию от настоящего времени, ровно настолько, чтобы актуальные события общественно-политической жизни были узнаваемы, но немного отдалены от читателя.
Джош Блай и Иди Ледвел, парочка несуразных студентов арт-колледжа, нарисовали дикий, но симпатичный анимационный фильм про черное-черное сердце, которое выпрыгнуло из черной-черной груди умершего хозяина и ищет на черном-черном кладбище друзей. Мультик быстро стал хитом на ютьюбе, появилась толпа фанатов и даже онлайн-игра Drek’s Game, созданная парочкой других ботанов как трибьют полюбившимся героям. Когда Джош и Иди пошли на сделку с «Нетфликсом» и что-то не то сказали в интервью, фандом обиделся, а в твиттере началась виртуальная травля художников, которых, как известно, может обидеть каждый. И все бы ничего, если бы одна из встреч Джоша и Иди на кладбище не обернулась вполне реальной трагедией, расследовать которую волей-неволей придется Страйку и Робин.
Основной темой романа стал кибербуллинг, или онлайн-травля, причем это касается не только знаменитых, но и самых обычных людей. Роулинг показывает, как хейтерские комментарии анонимных троллей могут по-настоящему довести человека до отчаяния. За этой фактурой Роулинг, активной пользовательнице твиттера, явно не пришлось ни к кому ходить за советом (хотя писательница и утверждает, что идея романа родилась еще до начала активного «кэнселинга» ее самой в твиттере). Каждое ее действие и высказывание местные пользователи изучают так пристально, что любой человек с менее стойкой психикой уже давно удалился бы из всех соцсетей — а крутая Роулинг написала книгу.
Кстати, последняя волна кэнселинга Роулинг была связана с ее негодующим твитом по поводу решения полиции Шотландии указывать пол человека, обвиняемого в сексуальном насилии, согласно его словам, а не гениталиям. «Война — это мир, свобода — это рабство, невежество — это сила, а человек с пенисом, который тебя изнасиловал, — это женщина», — написала она, и твиттер немедленно обвинил Роулинг в трансфобии и призвал бойкотировать ее книги. Не успел новый роман выйти, как в медиа также появились скандальные заголовки. «Главную героиню нового романа Роулинг убили за ее трансфобные высказывания». Спойлер: никакой трансфобии в романе нет. Тем не менее это не помешало хейтерам даже в ламповой книжной соцсети Goodreads вывести в топ рецензий на роман отзывы, не имеющие никакого отношения к его содержанию.
Мир The Ink Black Heart делится на живой и виртуальный. Деанонимизация, или соотнесение «юзернеймов» с людьми из реальной жизни, становится основной задачей и для читателя, и для детективов. Важную часть повествования составляют расшифровки ютьюб-стримов, посты из твиттера, статьи из блогов, скриншоты публичных и приватных модераторских чатов из Drek’s Game. Роулинг работает и на визуальном уровне: тщательно расписывает все твиттерские имена пользователей, использует специфическую орфографию (OMG, rofl, ffs, готовьтесь к экспресс-курсу британского онлайн-сленга). Герои романа переписываются в нескольких чатах одновременно, ведут рабочие переговоры, не выходя из онлайн-игры, и шагают по Лондону, не выпуская из рук смартфон. Все эти специфические формы коммуникации создают удивительно достоверный полифонический мир. Если вы соскучились по шуму большого города, то этот текст будет вашим проводником.
Еще одна актуальная социальная тема романа — ультраправые и их радикальные политические взгляды и действия. Вполне современные и образованные люди, симпатизирующие фашистской идеологии, кичатся националистическими татуировками (особо одаренные набивают их прямо на бритом черепе, чтобы полиция не ошиблась), выпекают в духовке песочных человечков со звездой Давида, создают сайты и сообщества. Читая про них, испытываешь мерзость и отвращение — у Роулинг снова получилось показать, что вот такое обыденное зло ближе, осязаемее и приносит гораздо больше вреда, чем маньяки из предыдущих серий.
К детективной составляющей романа по-прежнему нет никаких вопросов. Роман стал самым толстым в серии (более 1000 страниц), но на протяжении всего повествования Роулинг держит крепкий ритм и сохраняет интригу. По законам жанра, она постепенно выдает читателю ключи к разгадке — и тут же запутывает следы, заставляя подозревать буквально всех и каждого (и небезосновательно). Тем не менее секрет популярности серии наверняка кроется не в мастерских сюжетных схемах. Пристальнее, чем за твиттером Роулинг, фандом следит только за развитием отношений главных героев, Корморана Страйка и Робин Эллакотт. Будут или не будут вместе? Точнее, когда же это наконец случится?
Роулинг, безусловно, этого не может не знать. Роман открывается прологом, где вместо привычного преступления описано «не-свидание» Страйка и Робин по поводу ее тридцатилетия. Конечно, случись в прологе долгожданный поцелуй, книгу можно было бы закрывать со спокойным сердцем, — и Роулинг предлагает нам остановиться и проанализировать: а нужны ли романтические отношения детективам, которые так здорово сработались?
За время действия романов Робин доросла от временного секретаря до полноценного партнера в фирме, и ее внимательность, аккуратность, преданность делу не раз помогали агентству в критической ситуации. Страйк, бывший полицейский, бывший военный, сын рок-звезды и его восторженной фанатки, спокойный, любящий порядок и не любящий гламур, безусловно, видит и ценит все прекрасные рабочие качества своей напарницы. Он также не может не замечать ее красоту, обаяние, чувство юмора — в общем, все то, что делает Робин современной Элизабет Беннетт, а не просто девушкой, сопровождающей супергероя. Чем дальше, тем больше серия про Страйка напоминает дитя Джейн Остен и Артура Конан Дойла (в хорошем смысле). Страйк, как Холмс, проницателен и популярен; как мистер Дарси, мужественен и воспитан; цитирует Катулла в оригинале. И, отдавая дань более современным героям, он, как Джеймс Бонд, шикарно смотрится и в итальянском костюме, и в баре отеля «Ритц». Робин, умница и красавица, давно показала, что даже замужем она хотела бы стоять не позади, а рядом с партнером.
Конечно, мы хотим, чтобы они были вместе. Поэтому нам придется прочесть эту тысячу страниц и, если необходимо, еще тысячу. И еще.