Пророк нового человечества: что думали писатели о Льве Толстом
Анатоль Франс
(1844–1924)
Франция
Нобелевская премия по литературе 1921 года за «блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом»
Написал: «Восстание ангелов», «Преступление Сильвестра Боннара», «Остров пингвинов»
Мы, писатели нынешней эпохи, можем быть сравнены с ним, как микроскоп с телескопом. Л. Н. Толстой видел своими духовными очами невидимые еще нам горизонты. Я могу сравнить Толстого с Гомером. Его будут изучать через тысячелетия. Его якобы утопии уже частью находят себе подтверждение. Старый мир трещит, устои его колеблются. Толстой — пророк нового человечества. У меня не было непосредственных сношений с великим писателем, но через общих друзей я знал о его симпатии к моим произведениям. Память об этом я сохраню до конца моей жизни.
Л. Н. Толстой предвидел великую гармонию человечества: он желал приблизить жизнь к великим законам природы. Чем в свое время был Вольтер для Франции, тем был и Толстой для России.
Интервью газете «Русское слово», 21/8 ноября 1910 года.
Сельма Лагерлеф
(1858–1940)
Швеция
Нобелевская премия по литературе 1909 года «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все еt произведения»
Написал: «Сага о Йёсте Берлинге», «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции», «Морбакка»
Он потрясал совесть, боролся за страдающих, распространял любовь. Я рада и счастлива, что земные деяния его совершались в мое время.
Телеграмма в газету «Русское слово», 22/9 ноября 1910 года.
Томас Манн
(1875–1955)
Германия
Нобелевская премия по литературе 1929 года «прежде всего за великий роман "Будденброки", который стал классикой современной литературы и популярность которого неуклонно растет».
Написал: «Волшебная гора», «Смерть в Венеции», «Будденброки»
Мощь его повествовательного искусства ни с чем не сравнима; каждое соприкосновение с ним... вливает в талант, обладающий восприимчивостью, потоки силы, бодрости, первозданной свежести. ...Для нас его могуче-безыскусственное творчество — это сама земля, сама природа, появляющаяся в новом обличье; перечитывать его... значит спасаться от соблазнов манерности и болезненной игры, возвращаться к потокам естественности и здоровья, находить их в самом себе.
Статья «Толстой. К столетию со дня рождения», 1928 год.
Герман Гессе
(1877–1962)
Швейцария
Нобелевская премия по литературе 1946 года «за вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль»,
Написал: «Игра в бисер», «Степной волк», «Сиддхартха»
Лев Толстой соединил в себе две характерные русские черты: в нем есть гений, наивная интуитивная русская суть — и русская суть осознанная, доктринерская, антиевропейская, причем то и другое представлены у него в высшей степени. Мы любим и почитаем в нем русскую душу, и мы критикуем, даже ненавидим в нем новоявленное русское доктринерство, чрезмерную односторонность, дикий фанатизм, суеверную страсть к догмам русского человека, лишившегося корней и ставшего сознательным. Каждому из нас довелось испытать чистый, глубокий трепет перед творениями Толстого, благоговение перед его гением, но каждый из нас с изумлением и смятением, а то и с неприязнью держал в руках также и догматические программные сочинения Толстого.
Статья «Толстой и Россия», журнал Die Zeit, 19 сентября 1915 года.
Бернард Шоу
(1856–1950)
Великобритания
Лауреат нобелевской премии по литературе 1925 года «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой».
Написал: «Пигмалион», «Кандида», «Дом, где разбиваются сердца»
Толстой видит мир как человек, проникший за кулисы общественной и политической жизни, в то время как большинство из нас подвержено всем иллюзиям зрителя, сидящего в партере... Все, что он говорит в осуждение нашего современного общества, более чем справедливо.
Рецензия на перевод трактата «Что такое искусство», Daily Chronicle, 10 сентября 1898 года.
Морис Метерлинк
(1862–1949)
Бельгия
Лауреат Нобелевской премии по литературе 1911 годп «за многогранную литературную деятельность и особенно за драматические произведения, которые отмечаются богатством воображения и поэтической фантазией».
Написал: «Синяя птица», «Жизнь пчел», «Разум цветов»
Толстой — величайший художник современной цивилизации. На мой взгляд, ничье нравственное влияние не было более действенным и глубоким. А под нравственным влиянием следует понимать не столько явное воздействие на нравы, чувства и мысли людей, сколько не совсем еще разгаданную силу, которая простирается гораздо далее, чем мысль, проникает непосредственно в таинственную сердцевину каждой жизни и вводит в сферу ума и чувств человека — области, где она еще не осознана, но уже чрезвычайно активна, — новое начало, не поддающееся никакому анализу, но мало-помалу изменяющее химическую формулу того воздуха, которым нашей мысли, или, вернее, мистической праматери всех наших мыслей, суждено дышать завтра. Некоторые художники обладают этим даром, тогда как у других, пусть в ином отношении и великих, этого дара нет и в помине, — пример тому Золя, никогда не имевший того влияния, о котором я говорю. Влияние же Толстого, поначалу довольно неопределенное, затем проникнутое милосердием и гуманностью, но ограниченное каким-то наивным и болезненным христианством, день ото дня как бы очищалось от всего наносного и в последних своих проявлениях чудесным образом сливается с самыми высокими идеалами, какие только могут зародиться в быстротечных мыслях людей нашего времени.
Статья Hommage à Tolstoï, журнал Plume, 1901 год.
Ромен Роллан
(1866–1944)
Франция
Лауреат Нобелевской премии по литературе 1915 года «за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине».
Написал: «Кола Брюньон», «Клерамбо», «Жан-Кристоф»
Никогда еще подобный голос не звучал в Европе... Нам было слишком мало восхищаться творчеством Толстого: мы жили им, оно было наше. Наше — своей жгучей жизненностью, своей юностью сердца... Наше — своим грозным обличением обманов цивилизации...
Статья «Жизнь Толстого», Revue de Paris, февраль–апрель 1911 года.
Кнут Гамсун
(1859–1952)
Норвегия
Лауреат Нобелевской премии по литературе 1920 года «за монументальное произведение "Соки земли" о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям».
Написал: «Голод», «Мистерии», «Соки земли»
Душа его так безгранично богата и так охотно раскрывается. Он не замыкает своих уст после первых десяти слов и не заставляет отгадывать скрытые за ними непостижимые глубины; он все говорит и говорит красноречивыми словами, предостерегая и назидая: истинно говорю вам! Он вовсе не заботится о том, чтобы не сказать свету лишнего, дабы свет мог только заглянуть в его душу; он говорит более чем охотно. И в голосе его нет аффектации. Его голос глубокий и сильный. Толстой — древний пророк, вот что он. И в наше время нет ему равного.
Из книги «В сказочной стране: Переживания и мечты во время путешествия по Кавказу», 1903 год.
Джон Голсуорси
(1867–1933)
Великобритания
Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1932 год «за высокое искусство повествования, вершиной которого является "Сага о Форсайтах".
Написал: «Сага о Форсайтах», «От четырех ветров», «Современная комедия»
Бывают художники, которые вырабатывают новую, виртуозную технику, то и дело меняют эстетические концепции, но творчество их, как и они сами, насквозь эгоцентрично и представляет ряд неудавшихся экспериментов. Только если писатель целиком захвачен своей темой, все его сомнения относительно художественных средств разрешаются сами собой, и может возникнуть шедевр. Самая характерная черта Толстого-романиста — его абсолютная искренность, его решимость в раскрытии того, что ему в данное время представлялось истинным.
Предисловие к английскому изданию романа «Анна Каренина», 1928 год.