Чтение на дом: 5 отличных книг, которые можно прочитать онлайн
«Молочник» Анны Бернс — феминистский роман, написанный задолго до MeToo
«Молочник» североирландской писательницы Анны Бернс в 2018 году получил Букеровскую премию (The Man Booker Prize). Это четырежды отвергнутая издательствами книга, где исторический контекст становится полем для высказывания о душном патриархальном обществе и угнетенном положении женщины.
Роман «Нормальные люди» Салли Руни, который станет знаковым для миллениалов
Роман «Нормальные люди» ирландки Салли Руни — безусловно одно из главных событий литературного сезона. Ее хвалят и за то, как она современна — книгу уже прочат в знаковые для поколения миллениалов, и за то, как она мастерски соединяет повороты сюжета с контекстами — классовым, психологическим, социальным, культурным, коммуникационным. Маррианна и Конелл с школы привязаны друг к другу, несмотря на то, что мать Маринны богата, а мать Конелла убирает в их доме. Их тянет друг к другу, и у них завязываются отношения. Они не понимают, что с этим делать и двигаются на ощупь — со своими ранами, секретами и внутренними монологами.
Эдриан Джоунз Пирсон «Страна коров»
Чарли — героический лузер, третьесортный академик, разведенец и «много всего, но ничего целиком» — нанят координатором особых проектов в сельско-общинный колледж Коровий Мык. Обязанности просты: помочь колледжу продлить аккредитацию и устроить рождественскую вечеринку. Однако преподавательский состав разделен на два лагеря: Чарли вынужден примирить мясоедов, консерваторов и католиков с любителями кресс-салата, прогрессистами и приверженцами духовного просвещения. Добиться цельности мешает еще и попытка самого координатора усесться на два стула: он пытается посетить назначенные на одно время барбекю и сеанс тантрической йоги, подписывает как петицию по внедрению электрических печатных машинок, так и за продление эксплуатации ручных. Все это лишь фойе к театру абсурда: день мешается с ночью, пространство-время исчезают и возвращаются на место, на американском флаге то прибавляются, то стираются звезды-штаты, Коровий Мык оборачивается то заспиртованным во времени городишкой времен расширения фронтира, то вполне современным. Итак плотная, нажористая фактура превращается в игривую лекцию о Вселенной и физике; из campus novel текст переходит в роман идей, роуд-стори и философичное заигрывание с идеями дуалистичности и неделимости, пространстве/времени, прогрессе/замедлении, теориях Фуко и буддизме. Меж тем, кроме спекуляций о «пинчоновости» произведения его так особо и не заметили. Ну и — между нами — сволочи, что не заметили.
Элена Ферранте «Дни одиночества»
Этот короткия роман Ферранте — для тех, кому только предстоит осилить ее «Неаполитанский квартет». Главную героиню «Дней одиночества», Ольгу, бросает муж после пятнадцати лет брака: сообщает, что потерял смысл жизни, а на самом деле развлекается с молоденькой подружкой. Смысл жизни потеряла сама Ольга — оставшись дома одна с двумя детьми и собакой, она обнаруживает, что ей не всегда хватает сил даже повернуть ключ в замочной скважине, не говоря уж о погулять с собакой или детей из школы забрать. Для героини Ферранте дни одиночества становятся долгой дорогой от иллюзорного постоянства, где ты становишься собой, только отражаясь в другом человеке, к настоящей себе. Двадцать лет назад, когда эта книга была написана, истории счастливого развода были для читателя еще внове. Но вот для того, чтобы напомнить себе, что даже из самого тяжелого отчаяния возможен выход в свободу и счастье, трудно найти книгу более психологически точную.
Джон Каррейру «Дурная кровь. Тайны и ложь одного стартапа Кремниевой долины»
Всего пять лет назад журнал Forbes ставил Элизабет Холмс на первое место в списке женщин-предпринимательниц. Компания Холмс Theranos собрала миллиарды инвестиций на одном обещании сделать анализ крови быстрым и безболезненным: незаметный укол микроиглой, стремительная работа микрочипа, и вот уже ваш врач знает о вас все. Но одно расследование журналиста Джона Каррейру из The Wall Street Journal показало, что технология Theranos не то что не работает, а даже и не сможет работать никогда.
Theranos наверняка не единственный стартап, который окончится большим пшиком. Но сам масштаб этого пшика показал, как слепо мы верим в чудеса, как неоправданно уверенны, что современные технологии способны нам эти чудеса предоставить, как закрываем глаза на тревожные звоночки, пока деньги звонкой рекой текут в карман. Этот выбор — между неудобной правдой и деньгами тем нагляднее в случае Theranos, что на кону оказались тысячи жизней. И кто знает, что случилось бы, если бы разоблачение последовало чуть позже, и миллионы людей получали бы лечение, доверившись технологии, которая не работала. Каррейру такой беспринципностью создателей Theranos весьма добропорядочно возмущается, и его подробная история голой королевы стартапов Холмс интересна не просто как увлекательная афера длиною в десять лет, но и как диагноз обществу в целом. Мы хотели, чтобы вечную жизнь нам поставляли по клику вместе с новенькими смартфонами, придумано в Кремниевой долине, сделано в Китае? Простите, но так это не работает, и кажется, не заработает никогда.