5 книг, которые мы читаем в ноябре
Анна Бернс, «Молочник»
Лауреатов Букеровской премии принято обвинять в тенденциозности, Анна Бернс не исключение. Женский голос, насилие, национальный конфликт — все это есть в «Молочнике». Но Букер никогда не исчерпывается актуальностью — перед нами отлично рассказанная история девушки, которой приписали роман с недавно убитым молочником. Эту историю можно прочесть как борьбу собственного голоса с всеведущим коллективным бессознательным, которое бесцеремонно вторгается в личное пространство.
Михаил Елизаров, «Земля»
Если смерть сопровождает человека с детства, можно ли сказать, что он отмечен печатью рока? Судьба будто нарочно ведет главного героя через смерти близких к работе в похоронном бюро, где его ждет темная изнанка российской жизни. Земляной дух, криминал и особые порядки этого мира — Елизарову как никому другому удается описать эту мрачность так, что ей невозможно не поверить.
Дуна Лу, «Окно»
Главный герой работает на заводе, общается с коллегами, охотится, навещает дедушку. Мир обаятельного молодого человека меняется после того, как он обнаруживает в лесу труп — с запиской и блокнотом. Без этого блокнота ничего бы не было, но обстоятельства «знакомства» заставляют главного героя прочесть историю того, кто остался неуслышанным, — и поменять свой жизненный путь.
Александр Эткинд, «Природа зла, сырье и государство»
Новая книга от автора «Кривого горя», «Внутренней колонизации» и «Хлыста». Эткинд уже предполагал, что кризис пушной торговли мог стать одной из причин Смутного времени, теперь он решил разобраться с другим сырьем — торфом, зерном, коноплей, железом и их ролью в политике, этике и культуре. От частных примеров из истории Рима, Англии, Нидерландов и России он ведет к глобальному миру, современной экологической проблематике и вопросу «Кто победит — Левиафан или Гея?».
София Синицкая, «Система полковника Смолова и майора Перова»
В первой части повести идет Великая Отечественная война, действие происходит в блокадном Ленинграде и северном лагере, мы знакомимся с дочерью профессора-голубевода Анной Гермогеновной, полковником Смоловым и другими персонажами. Почти все они умирают, но во второй части выясняется, что где-то наверху из-за нехватки кадров было принято решение возвратить их обратно. Синицкая с юмором (иногда черным) и точными деталями показывает удивительно полную жизнь — и то, что происходит за ее пределами.