OBLADAET: «Никогда не писал песню с расчетом на то, что она станет хитом»
OBLADAET: «Никогда не писал песню с расчетом на то, что она станет хитом»
Почему он никогда не будет делать фиты с теми, кого не знает лично, и каково это — строить карьеру, когда за тобой не стоит огромный продакшн
Назар Вотяков переехал из Иркутска в 23 года. Три студийных альбома и четыре тура спустя он, будучи одним из самых интересных игроков российской рэп-сцены, рассказал Правила жизни, зачем бросил профессиональный спорт ради рэпа и почему считает жизнь в регионах демоверсией жизни в Москве и Санкт-Петербурге.
Назар Вотяков переехал из Иркутска в 23 года. Три студийных альбома и четыре тура спустя он, будучи одним из самых интересных игроков российской рэп-сцены, рассказал Правила жизни, зачем бросил профессиональный спорт ради рэпа и почему считает жизнь в регионах демоверсией жизни в Москве и Санкт-Петербурге.
Назар Вотяков переехал из Иркутска в 23 года. Три студийных альбома и четыре тура спустя он, будучи одним из самых интересных игроков российской рэп-сцены, рассказал Правила жизни, зачем бросил профессиональный спорт ради рэпа и почему считает жизнь в регионах демоверсией жизни в Москве и Санкт-Петербурге.
Я заметила, что ты практически во всех интервью уделяешь большое внимание именно звукорежиссуре, качеству звука. Как ты считаешь, это важно для рэп-музыканта?
Важно, наверное, не качество, а стилистика звука — вот чему я уделяю больше внимания. При этом когда я смог позволить себе качественный мастеринг на хорошем аналоговом оборудовании, я стал делать мастеринг всех своих треков, соответственно, и качество звука улучшилось. Если есть возможность, всегда нужно улучшать, конечно.
Как ты думаешь, за звукорежиссурой, сведением и записью лучше обращаться к специалисту? Есть же ребята, которые сами и пишут, и сводят.
Ну, тут такая история, что специалисты, у которых есть музыкальное образование, — они не совсем врубаются в стилек, в какой-то трендовый звук, а чуваки-самоучки, которые без музыкального образования, — они могут в стилек, но не всегда могут в качество, профессионализма может не хватать. Поэтому нужно как-то комбинировать: я записываюсь в одном месте, свожусь в другом, а мастеринг делаю вообще в третьем. Тут все сложно очень.
А что, по-твоему, важнее: флоу или текст?
Важно звучание и форма в первую очередь. Но когда тебе есть что сказать, ты должен это сделать. У нас в России люди очень любят искать во всем смысл — и находят его там, где, как правило, смысла совершенно нет. Есть имитация смысла: люди слышат какие-то формулировки, какие-то слова, какую-то якобы логическую цепочку — и думают: «О, эта песня со смыслом!» Про мои треки многие могут сказать, что это набор фраз, но никто не хочет копнуть и подумать, почему это было сказано именно так. Каждое слово и каждая строчка написаны мною не потому, что мне не хватило слов, — это было придумано специально.
У тебя вся лирика личная?
Скорее да. То, что я внутри переживаю, то и выкладываю, как правило. Да.
У тебя на Friends & Family есть трек про отца, с которым ты не знаком. Насколько тебе сложно в творчестве такие личные темы раскрывать?
Это была не какая-то моя эмоция, которую я хотел передать, — я не переживаю об этом, у меня не было такого, чтобы мне в детстве чего-то не хватало. Я, может быть, поэтому и вырос такой — стремлюсь к чему-то и хватка есть, — потому что не было слишком много ко мне внимания.
Это был, скорее, ответ тем людям, которые пишут в комментах, что я мажор, из богатой семьи — это не так. Я родился в очень небогатой семье, и когда у всех были компьютеры и телефоны, у меня ничего не было, и на первый свой телефон я заработал, когда тренировался в теннис. А в теннис меня мама в 9 лет отдала, и я занимался в секции два раза в неделю. И все бабки, которые я заработал и которые я вложил в клипы, были заработаны полностью мной. Поэтому я и сказал, что у меня не было отца, — никто за меня не платил, вот и все.
«Я родился в очень небогатой семье, и когда у всех были компьютеры и телефоны, у меня ничего не было, и на первый свой телефон я заработал, когда тренировался в теннис. А в теннис меня мама в 9 лет отдала, и я занимался в секции два раза в неделю. И все бабки, которые я заработал и которые я вложил в клипы, были заработаны полностью мной»
А ты следишь за тем, что пишут? Читаешь комментарии под интервью?
Сейчас я уже вообще практически не слежу, потому что очень много там грязи и совершенно ничего от этих комментов не зависит. Потому что я вижу людей на концертах, я вижу, что музыку эту слушают, что она нравится. То, что стало больше негатива, — это нормально, так всегда и происходит, когда увеличивается аудитория.
Что тебе сказала мама, когда ты бросил профессиональный спорт, с которым у тебя все было супер, ради рэпа?
Мама все понимает, для нее это не было каким-то сюрпризом. Бабушка не поняла. Ей тяжело это понять, это нормально. Но вообще, я достаточно взрослый, чтобы не спрашивать разрешения у родителей, поэтому я не особо парился. Я думаю, они довольны моим выбором, всегда меня поддерживали.
Был какой-то момент, когда ты думал, что зря бросил теннис?
Да нет. У меня были параллельно музыка и спорт, и в какой-то момент я просто не смог совмещать, потому что появилось много запросов на концерты и вообще не хватало времени на музыку. Если ты занимаешься музыкой, то должен посвящать этому все свое свободное время, иначе это будет несерьезно. И с 2017 года я уже никак не был связан со сквошем, с теннисом. Сейчас я только для себя играю, а раньше тренировал и зарабатывал деньги как тренер, играл на турнирах.
Для меня выбор был очевидный. Захотелось оставить след, добиться чего-то большего, чем я мог бы добиться в сквоше или в теннисе.
Было такое, что ты специально старался записать бэнгер? Или у тебя сначала личная история, а потому уже трек из нее получается?
Это не совсем про историю, скорее, больше про какие-то внутренние мысли, вайб и настроение мое в данный момент. И еще дело в том, что я хочу передать в музыке: весело мне или грустно, прикол какой-то хочется передать или, наоборот, на какую-то серьезную тему высказаться. Никогда не писал песню с расчетом на то, что она зайдет большому количеству людей и станет хитом. Вообще считаю, что у меня очень много успешных треков, но нет какого-то хита, который бы знали все.
А TheMarket?
Хит в моем понимании — это трек, который играет вообще везде.
«Розовое вино»?
Да, почему нет. TheMarket — трек на достаточно узкую аудиторию. И я на него никогда не ставил. Он был за пять секунд сделан, выкинут в сеть, в ту аудиторию как раз, которая варилась в этой теме с ресейлом, — и вот, слушайте. То, что он стал каким-то локальным хитом, — это случайно.
А как ты думаешь, на русском языке вообще возможно написать рэп-хит, который будет вообще народным? Вообще нету примеров, чтобы именно рэп.
Да можно, конечно. «Патимейкер» от Пики — на протяжении года или больше он отовсюду играл. И не только в России — он запросто мог играть в любой другой стране, потому что там не важны слова, важен вайб.
В одном твоем интервью был вынос — причем такой, как цитата, которой можно поделиться в соцсетях отдельно: ты назвал жизнь в регионах демоверсией жизни по сравнению с жизнью в столице.
Да, так и есть.
Это очень громкая фраза, ты можешь объяснить, почему так сказал?
Потому что я сам жил в Иркутске очень долго, и когда переехал в Питер, то просто понял, что в моем городе ничего не было. Ты просто живешь и слаще морковки ничего не ешь, условно. Я же не родившись в Москве говорю такое. Я прожил в Иркутске с одного года до двадцати лет и могу как бы судить. Можно любой аспект жизни взять — и будет очень много примеров, что огромная разница.
Я при этом читала, что, когда ты переехал в Петербург, ты снимал комнату в коммуналке и говорил, что там вообще какой-то ад.
Да, я жил в коммуналке на Рижском проспекте в Питере за 10 тысяч рублей. Там за стенкой жила пара семейная, такая прям бытовая — мужик ходит на работу, бухает целыми днями, жена тоже не прочь прибухнуть, и они ссорятся, орут, ментов вызывают постоянно. Вот одна ситуация была: я выхожу, иду мимо ванной комнаты, стоит женщина эта и ее подруга, плачет. Я спрашиваю: «Что случилось?», а подруга отвечает: «Она вены порезала».
Жена порезала вены?
Да, она прям стоит, полотенцем руку прижимает. Я ни разу с этим не сталкивался, не знал, что вообще делать, куда звонить. А мне говорят: «Да нет, все нормально, уже было такое».
В прошлом году была такая большая попытка правительственных структур интегрироваться в рэп — рэп-музыкантов звали даже на заседание Думы. Как ты вообще к этому относишься?
В правительстве поняли, что есть какой-то глас народа, есть лидеры мнений, которые очень влиятельны в молодежных кругах, и один твит, сторис или пост может побудить людей выйти куда-то. У меня был перформанс в Питере, и мы за пять дней объявили: 25 декабря в 12 часов дня приходите на Невский проспект по такому-то адресу, я вас всех буду ждать, и мне есть что вам сказать. Пришло больше тысячи человек. Мы посреди улицы поставили фуру: я объявил, что закончил альбом, и исполнил три новых трека. Таким образом, я взаимодействовал с народом, промоутил альбом и еще и им что-то дал — они же тоже бесплатно пришли, послушали треки, помошились. Прикольно было.
То есть ты чувствуешь свое влияние?
Конечно, безусловно. И также в правительстве почувствовали, что можно с помощью этих рычагов взаимодействовать с молодой аудиторией, побудить их прийти на выборы или еще что-то. И при помощи блогеров тоже. У блогеров же еще жестче, чем у рэперов, — у них с аудиторией сильный контакт, на уровне друга. Люди включают видео, видят, как блогер живет и что он делает, — и он для них уже как друг. А у музыкантов — у них больше дистанция.
«У нас в России люди очень любят искать во всем смысл — и находят его там, где, как правило, смысла совершенно нет. Есть имитация смысла: люди слышат какие-то формулировки, какие-то слова, какую-то якобы логическую цепочку — и думают: "О, эта песня со смыслом!"
Мы в прошлом году очень много писали о запретах концертов, причем там ведь не только с властными структурами были проблемы, там и родители писали жалобы на тексты. Ты на себе чувствовал давление?
Нет, у меня в это время не было тура. Плюс я сидел, делал альбом и понимал, что мне лучше не торопиться. Поэтому я доделал альбом спокойно, и меня все это никак не коснулось.
А если мы сейчас говорим условно не про какую-то цензуру, а про народную реакцию, то почему те же родители решили повесить всех собак на рэперов и считают, что если их ребенок курит и пьет, то виноват Элджей, который читает про наркотики?
Да, я видел видосы, где мужик сидит и говорит: "Я из Новосибирска, мои дети наркоманы, я нашел у них порошок". Я не знаю. Родители должны, конечно, за своими детьми следить — в мире много всевозможных вещей, от которых нужно детей отгородить: куча фильмов запрещенных, куча фото в интернете, даркнет. Просто нужно больше времени с ними проводить, а не пытаться на рэперов все повесить.
А вот в целом ты в России ощущаешь какую-то поддержку? Есть какое-то рэп-комьюнити в России?
Сейчас уже да. Раньше тоже, может быть, было, но я тогда не был к этому причастен, я был из тех, кто особняком держался. А сейчас у меня много друзей появилось, я чувствую, что есть комьюнити, и регулярно со многими мы проводим время по музыке и не по музыке. Сейчас есть 100 %.
А кто тебе нравится из тех ребят, кто с тобой начинал примерно в одно время?
РНБ Клуб, RNDM Crew, White Punk, Markul, Jeembo, Yanix. Все чуваки, с которыми я дружу, — они self-made, с какой-то историей, и у них аудитория сама появлялась, потому что интересовалась именно их личностью. Если говорить про артистов, которые на лейблах как проекты, то их [среди моих друзей] нет.
Почему?
Да мы просто никогда в жизни и не пересечемся. Может, только на каких-то фестах, но это, как правило, никому не нужно.
Разные тусовки?
Ну конечно, разные тусовки абсолютно и темы разные. Я даже не знаю, как правильно сказать. Вот я общаюсь со всеми теми, кто настоящий, без фейкового. Мы начали общаться, потому что музыка нас связала, но потом мы все стали друзьями и по жизни, а музыка осталась просто общим интересом. Мы кайфуем от того, кто что делает, мы фанаты друг друга, если грубо сказать.
То есть с артистами из лейблов у вас нет изначального общего интереса?
У меня вообще нет интереса записать с кем-то фит, если я не знаю человека. То, что я слышу в музыке, — я этому не верю, это может быть обманчиво. Рэпер может говорить какие-то правильные слова, а ему это написал ghostwriter.
То есть ты для себя не рассматриваешь варианта, когда люди пишут фиты, даже не знакомясь друг с другом и живя на разных концах планеты?
Я так делал и вот больше не буду.
«Родители должны, конечно, за своими детьми следить — в мире много всевозможных вещей, от которых нужно детей отгородить:куча фильмов запрещенных, куча фото в интернете, даркнет. Просто нужно больше времени с ними проводить, а не пытаться на рэперов все повесить»