i61: «Я хочу обнулиться»
i61: «Я хочу обнулиться»
Рэпер Федор Оралов (i61) подробно рассказал Правила жизни о геймдизайне, новой музыке, идее сверхчеловека и кайфе.
Лидер DOPECLVBWORLD — о том, почему он должен был родиться в Японии, о миссии творца и о том, как стать счастливым человеком.
Лидер DOPECLVBWORLD — о том, почему он должен был родиться в Японии, о миссии творца и о том, как стать счастливым человеком.
Лидер DOPECLVBWORLD — о том, почему он должен был родиться в Японии, о миссии творца и о том, как стать счастливым человеком.
Начну с философского вопроса: какая у тебя сейчас цель в жизни?
Реализоваться на все 100 % и даже больше. Я смотрел японский мультик, где главный персонаж всегда развивается, постоянно увеличивает силу вне зависимости от того, что происходит вокруг. Моя цель по жизни — это саморазвитие.
А сейчас ты на сколько процентов реализовался?
Процентов на 40. Я, кстати, недавно изменил подход ко всему, что делаю. Постоянно беру себя на слабо. Скажем, в 2012 году я выдал альбом, который звучал суперсвежо. Прошло семь лет, и я спрашиваю себя, смогу ли я записать лонгплей, который не уступал бы по уровню тому релизу. Сейчас я работаю над альбомом, про который мои друзья говорят «тебе удалось скинуть десять лет жизни, предстать с новой стороны». Это радует.
То есть стоит задача обнулиться?
Да, стартовать заново. Знаешь, когда мы начинали DOPECLVBWORLD (творческое объединение, которое возглавляет i61. — Прим. Правила жизни), то были не похожими ни на кого. Сейчас самое время снова стать в авангарде.
У меня сложилось впечатление, что ты все время в творческом поиске, я права?
Да, у меня постоянно работает локатор, я ловлю сигналы. Вот сегодня спускался по эскалатору — бац, пришла идея. Но так было не всегда. Раньше я часто не воплощал идеи из-за неорганизованности. Сейчас мне интересно придумывать концепцию и все делать самому: писать музыку, снимать видео, например, для обложки альбома я три месяца клеил маску из папье-маше. Таким образом, все подчинено единой концепции, получается целостный продукт. Своим примером показываю людям: смотрите, можно работать так. Но, к сожалению, очень редко встречаю людей, настолько же вникающих в то, что они делают.
Стремление делать все самому связано с недоверием к людям или тебе просто так в кайф работать?
Я очень человеколюбивый, но при этом не люблю зависеть от других. Не то чтобы я хочу как-то обособиться от общества или показать, что я не такой, как все. (Смеется.) Просто я четко понимаю свое предназначение и делаю, что могу.
«Вот у Pharaoh и Boulevard Depo никогда не было таких проблем, их тексты знали наизусть, а меня многие воспринимали, как просто веселого чувака, который со всеми тусил. Да, мне респектовали, говорили, что я крутой, но никто особо не прислушивался, к тому, что я хотел сказать, потому что порог вхождения в мое творчество был слишком высокий. Сейчас ситуация изменилась»
А давно ты обрел себя?
Лет пять назад. Но до недавнего времени у меня были проблемы с коммуникацией с внешним миром, было сложно донести свои идеи. Вот у Pharaoh и Boulevard Depo никогда не было таких проблем, их тексты знали наизусть, а меня многие воспринимали как просто веселого чувака, который со всеми тусил. Да, мне респектовали, говорили, что я крутой, но никто особо не прислушивался к тому, что я хотел сказать, потому что порог вхождения в мое творчество был слишком высокий. Сейчас ситуация изменилась.
Не понижаешь ли ты тем самым планку, не упрощаешь ли?
А у меня и так все просто. У меня было довольно понятное звучание в 2012 году, но его тогда никто не понимал, поэтому я перешел на электронику. Позанимавшись электроникой, понял, что мне интересно cовмещать хип-хоп и электронику. В одном месте упрощаю, в другом усложняю. И в этом весь я.
Ты довольно структурно мыслишь, помогло архитектурное образование?
Образование тут ни причем. Профессия архитектора помимо таланта требует усидчивости, а у меня с этим проблемы. Я в свое время учился в университете, но быстро понял, как это скучно. У меня иначе устроены мозги, как-то наткнулся на рассказ о том, что у определенных людей мозг воспринимает информацию не из точки к периферии, а как в игре-стратегии — сначала захватывая всю карту, а потом двигаясь к точке. Поэтому я бы сказал, что хаос мне ближе. С моим образом мышления иногда сложно, как я уже говорил, доносить информацию до людей. Забавно, что я пишу музыку для молодых, а по-настоящему понимают ее взрослые люди. Я нахожусь как бы между детьми и взрослыми, именно поэтому сложно определить мое место на музыкальной арене: я не не андерграунд, потому что всем известен, но и не мейнстрим, потому что меня знают не так много людей.
Тебе так комфортно?
Мне очень комфортно, но, естественно, я хочу большего. Думаю, через пару лет я стану более популярным, но при этом все равно меня будут слушать избранные. Я буду делать так, чтобы мне было интересно и нескучно дальше развиваться.
Задача, чтобы было интересно и нескучно?
Ну да, а зачем еще жить?
А как тебе видится идеальная карьера?
Хочется больше исследовать мир вокруг. Мне близок японский менталитет. Уверен, что в Токио у меня была бы идеальная карьера. Мне было бы интересно заняться геймдизайном. Я мечтаю поработать с Кодзимой (Хидэо Кодзима — знаменитый японский геймдизайнер. — Прим. Правила жизни). В последнее время я постоянно залипаю на видео о том, как делаются видеоигры.
В твоем подходе к работе видится интересный парадокс: ты говоришь, что любишь делать все сам, но в то же время вокруг тебя плотное комьюнити соавторов. Как это объяснишь?
Я перестал относиться к людям предвзято. Когда вижу талантливого человека — сразу хочу с ним познакомиться, сделать что-нибудь вместе, чему-то научиться. Мне кажется, это круто. Вот я познакомился с художником Никитой Зимовым — он мне сказал: «Чувак, ты можешь рисовать картины, займись этим». Таким же образом я увлекся анимацией, мультиками. Вокруг меня всегда была команда инициативных ребят, нас отличает от других то, что мы любим запариваться, что-то делать, а не просто ссориться с кем-то в твиттере — это не наша тема.
Почему ты сфокусировался на рэпе, когда интересуешься и дизайном, и играми, и искусством?
Я бы не сказал, что сфокусировался на рэпе. Просто так получилось само собой. Было же как: мы с пацанами просто читали рэп, и как-то Boulevard Depo позвал выступить на концерт в Самару. Сгоняли туда, все прошло на уровне, затем дали жару в Москве, в Питере — и пошло-поехало. Я не выбирал рэп, это рэп выбрал меня.
Тебя послушать — прям идеальная жизнь.
Я счастливый человек. Да, есть помехи — например, пока нет своей квартиры. Но это можно исправить за год-два.
С кем бы еще кроме Кодзимы было бы интересно поработать?
С Tyler, The Creator, он классный. А вот в России становится все меньше и меньше людей, с которыми я еще не поработал и которые мне нравятся. Надеюсь, будут появляться новые. Конкретно из ребят, не связанных с музыкой, мне интересны те, которые занимаются 3D-визуализацией. Я недавно начал осваивать программу Cinema 4D. Там можно построить композиции из 3D-объектов.
А кто тебе из современных российских художников нравится?
Никита Зимов. Мне кажется, это единственный художник в России, который вырвался из локального кружка. Художники должны отображать сегодняшнюю действительность страны. У него была серия, где он рисовал голых девчонок только в двух тонах — черном и розовом. Мы, кстати, сейчас вместе рисуем серию из 15 картин. Как закончим, организуем выставку. Вот он мне говорит: Караваджо рисовал в желтых тонах, бери желтые краски и фигачь. Он как-то по-другому преподносит классику. Этим он и крут. Он поучил меня немного, рассказал о цвете, принципах и формах того, что вообще есть в изобразительном искусстве. Мы с ним сейчас готовим интересную концептуальную выставку, но я не могу о ней пока говорить, потому что нужно сначала все оформить.
Тебе не страшно пробовать новое?
Вообще нет. Мне скорее страшно застрять в старом.
Как думаешь, имеешь ли ты моральное право называть себя художником или ты не мыслишь в таких категориях? Художник — это же серьезное заявление...
Не страшно. Вообще не стремно кем-то называться, страшно быть уродом, нехорошим человеком, который прикрывается чем-то ради чего-то. Важно быть по возможности простым, честным, и — самое главное, что мне больше всего нравится в людях, — инициативным, тогда любое новое дело дается легко. Важно захотеть.
Тебе не хватает инициативных людей?
Мне очень их не хватает. Я собрал с собой самых инициативных. Это поголовная проблема в нашей стране. В Америке, например, наоборот, идет перенасыщение, там всех инициативных ребят быстренько берут под крыло, выжимают и отпускают, а видят талант — хватаются сразу. А у нас люди безынициативны, потому что они понимают, что браться за что-то новое — это сложно, бесперспективно, по-любому финансово не выгодно. Здесь если начинать что-то совершенно новое, то риски огромны. Людей больше беспокоит финансовое благополучие, они боятся освоить новый бизнес и обосраться. А я считаю, что лучше попробовать и обосраться, чем сидеть и ничего не делать. Ленивые люди всегда меня очень напрягают. Не могу с ними долго контактировать.
У нас в России много ленивых.
Да, я знаю. Поэтому мне кажется, что я должен был родиться в Японии.
Ты там был?
Нет, но я давно хочу. Я знаю, что это дорого, а я хочу приехать надолго, нормально пожить. Пока что нет возможности.
Каким достижением ты больше всего гордишься?
Горжусь тем, что много людей слушают мою странную музыку и воспринимают ее. Еще горжусь тем, что остался в команде DOPECLVBWORLD. У нас есть бренд одежды, а не просто мерч. И мы до сих пор ассоциируемся с чем-то свежим, новаторским. Лет пять назад я мог всех кинуть и смело уйти в сольное плавание.
Какая у тебя любимая книга?
Я в последнее время мало читаю, но очень ценю Хармса. Я представил то время в Петербурге и то, как он жил — а жил он и мыслил вообще не как все. Он остался недооцененным. Он внес свой вклад в культуру и искусство. Еще мне нравится, «Симулякры и симуляция» Бодрийяра. Эта книга интересно действует: не понимаешь, что хочет сказать автор во время прочтения, а потом у тебя начинают шевелиться мозги.
«Я перестал относиться к людям предвзято. Когда вижу талантливого человека – сразу хочу с ним познакомиться, сделать что-нибудь вместе, чему-то научиться. Мне кажется, это круто»
Моду любишь? Тебе важно, как выглядишь?
Мода — да, это важно. Важно знать, что есть сегодня, в каком времени ты живешь, и понимать, как оно развивается. Мы смотрим на моду вчера и сегодня и понимаем, как она изменяется. Мне всегда нравилась эстетика 1980-х.
И музыка?
И музыка, да. Скорее всего, это связано с детством. Родительские кассеты, боевики, хорроры... Не знаю, мне кажется, что в России, США и вообще во всем мире раньше снимали какое-то более многослойное кино и более многослойную музыку, потому что 1980-е — это как Ренессанс, восхождение всего искусства в принципе. Начали появляться хиты, чарты, люди начали танцевать диско и радоваться, делать прикольные тачки с разными носами, клевую одежду. Сейчас происходит нечто подобное в жанре хип-хоп в мире, только в другой форме.
А с чем это связано, как ты думаешь? На Западе еще можно понять, а в России почему?
Из-за интернета. Лет до пятнадцати у меня не было компьютера, я гулял во дворе, рисовал граффити, читал рэп за школой. Я читал рэп на улице за гаражами потому, что это было весело, а не потому, что мы строили из себя каких-то ребят из Бронкса. Это же интереснее, чем просто сидеть и пить пиво. Все идет, все развивается, и сейчас у детей есть компьютеры, и они знают, что на рэпе можно заработать денег, что можно взять свою картину и продать ее, зарегистрироваться на сайте и научиться чему-то, там же и начать работать. Естественно, это будет развиваться. Если бы у меня были такие же возможности в 10 лет, то я был бы мегавундеркиндом. У меня компьютер появился в 15 лет, и то он меня не особо интересовал. У молодого поколения куча возможностей, нужно быть просто тупым, чтобы ничем не интересоваться и не развиваться.
А что тебе не нравится в рэп-мире?
Всякие ублюдки, которые воруют друг у друга. Это не может не огорчать. Большинство этих же умных ребят, которые сели за компьютер и которые выросли на моей в том числе музыке, научились так хорошо ее копировать и выдавать за свое. Со временем я научился смеяться над этим. Но все равно иногда обидно, когда ты понимаешь, что чувак плагиатит, а другие нет. Но я стараюсь от этого абстрагироваться. Особо не сижу на музыкальных сайтах; если что-то стоящее появится — друзья расскажут.
Какой у тебя самый счастливый момент, связанный с творчеством?
Когда мы с ребятами на студии делаем что-то новое. Совершенно другая атмосфера, когда ты с кем-то на одной волне что-то делаешь.
«Лет до пятнадцати у меня не было компьютера, я гулял во дворе, рисовал граффити, читал рэп за школой.Я читал рэп на улице за гаражами потому, что это было весело, а не потому, что мы строили из себя каких-то ребят из Бронкса. Это же интереснее, чем просто сидеть и пить пиво»